Программа курса Е.Е.Сапоговой
"Психология развития и возрастная психология"
(2003)

Направление подготовки: 521000 -- "Психология"
Специальность: 020400 -- "Психология"

Содержание дисциплины

Тема 1. Психология развития и возрастная психология как наука:
предмет, задачи, методы

  1. Психология развития и возрастная психология.
  2. Понятие развития.
  3. Предмет психологии развития.
  4. Структура (разделы) психологии развития.
  5. Научные и прикладные задачи психологии развития.
  6. Связи психологии развития с другими науками.
  7. Методы психологии развития.

Тема 2. Основные (классические)
понятия психологии развития и возрастной психологии

  1. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

Тема 3. Проблема возраста в психологии развития

  1. Проблема возраста в психологии развития.
  2. Системы отсчёта, описывающие человеческий возраст.

Тема 4. Проблема периодизации развития

  1. Понятие периодизации развития.
  2. Анализ вариантов "классических периодизаций" развития в работе Л.С.Выготского "Проблема возраста".
  3. Современные подходы к периодизации психического развития человека.

Тема 5. Историография возрастного развития

  1. Попытки осмысления развития в историко-культурной ретроспективе: проблема историография развития.
  2. "Психогенная теория истории" Ллойда Демоза.

Тема 6. История психологии развития
(возрастной психологии)

  1. Описательный (донаучный) этап в становлении психологии развития.
  2. Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики.

Тема 7. Научно-теоретические направления
в психологии развития

  1. Понятия направления, теории, модели в науке.
  2. Критерии оценки теорий развития.
  3. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений "субъект-среда".
  4. Научно-теоретические направления в психологии развития.

Тема 8. Эндогенное направление в психологии развития

  1. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
  2. Ранние теории созревания.
  3. Теория трех ступеней развития К.Бюлера.
  4. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.
  5. Теория развития А.Буземана.
  6. Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции).
  7. Нормативный подход к исследованию развития (теории А.Гезелла, Л.Термена).
  8. Теория конвергенции двух факторов развития В.Штерна.

Тема 9. Экзогенное направление в психологии развития

  1. Общая характеристика теорий экзогенного направления.
  2. Ранние бихевиористические трактовки.
  3. Взгляды Б.Скиннера.
  4. Теория развития С.Бижу и Д.Баера.
  5. Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса).

Тема 10. Классический психоанализ и детство: З.Фрейд, А.Фрейд

  1. Классический психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий развития.
  2. Формирование детского психоанализа. Развитие концепции З.Фрейда в работах А.Фрейд.

Тема 11. Психоаналитическое направление:
теория психосоциального развития Э.Эриксона

  1. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.
  2. Характеристика стадий развития, выделенных Э.Эриксоном.

Тема 12. Когнитивное направление:
Ж.Пиаже и женевская школа психологии

  1. Ж.Пиаже и концепция генетической эпистемологии.
  2. Экспериментальные исследования детского мышления.
  3. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.
  4. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже.

Тема 13. Когнитивное направление:
теория морального развития Л.Колберга,
теория развития умений К.Фишера, теории Р.Кейза, Д.Клаара

  1. Теория морального развития Л.Колберга.
  2. Теория развития умений К.Фишера.
  3. Развитие как решение задач: Р.Кейз.
  4. Моделирование когнитивного развития: Д.Клаар.

Тема 14. Проблемы социализации детей
в изменяющемся мире

  1. Социализация и воспитание.
  2. Социализация детей в изменяющемся мире.
  3. Материнство и отцовство как элементы социализации.

Тема 15. Направление социализации:
Л.С.Выготский и его школа
(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина);
теория А.Валлона

  1. Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского.
  2. Школа Л.С.Выготского.
  3. Теория развития психики А.Валлона.

Тема 16. Новые направления в психологии развития:
социально-экологическое направление, направление саморазвития,
системное направление в психологии развития

  1. Социально-экологическое направление в психологии развития.
  2. Направление саморазвития: развитие через деятельность (Р.Лернер, личностный контроль развития).
  3. Системное направление.
  4. Новые концепции в отечественной психологии развития (Б.Д.Эльконин).

Тема 17. Феномен детства

  1. Детство как историческая категория.
  2. Феномен человеческого детства.
  3. Продолжительность современного человеческого детства.
  4. Проблема границ детства.
  5. Парадоксы детства.

Тема 18. Пренатальный период и рождение

  1. Пренатальное развитие.

Тема 19. Новорождённость

  1. Общепсихологическая характеристика новорожденности.
  2. Новорожденность как критический период.
  3. Центральное новообразование возраста.
  4. Другие новообразования новорожденности.
  5. Особенности психической жизни новорожденного.
  6. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребенком.

Тема 20. Период младенчества

  1. Общепсихологическая характеристика младенчества.
  2. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве.
  3. Основное психологическое новообразование младенческого возраста.
  4. Развитие форм общения младенца.
  5. Госпитализм.
  6. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
  7. Кризис первого года жизни.
  8. Особенности эмоциональной жизни младенца.

Тема 21. Период раннего детства

  1. Общепсихологическая характеристика периода раннего детства.
  2. Кризис трех лет.
  3. Передвижение ребенка в пространстве.
  4. Психологическое значение овладения прямохождением.
  5. Формирование предметной деятельности.
  6. Развитие речи и активного говорения.
  7. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребенка в раннем детстве.
  8. Формирование знаковой функции сознания в раннем детстве и появление игровых и графических действий.
  9. Развитие общения с детьми и взрослыми.
  10. Становление элементов самосознания.
  11. Развитие эмоциональной сфера ребёнка в раннем возрасте.
  12. Формирование элементов нравственного поведения.

Тема 22. Дошкольный возраст

  1. Дошкольный возраст и его границы.
  2. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства.
  3. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
  4. Другие виды деятельности дошкольника.
  5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.
  6. Становление личности в дошкольном возрасте.
  7. Особенности эмоциональной жизни дошкольника.
  8. Психосексуальная идентификация.
  9. Истоки детской индивидуальности.
  10. Познавательное развитие дошкольника.
  11. Становление элементов учебной деятельности.
  12. Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение.
  13. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе.

Тема 23. Психологические особенности
младшего школьного возраста

  1. Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
  2. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей.
  3. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
  4. Развитие личности младшего школьника.
  5. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.

Тема 24. Отрочество (подростковый возраст)

  1. Общепсихологическая характеристика отрочества.
  2. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
  3. Общение со взрослыми и сверстниками.
  4. Развитие познавательной сферы.
  5. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов.
  6. Особенности личности подростка.

Тема 25. Юношеский возраст

  1. Юность в контексте жизненного пути личности.
  2. Психологические трактовки юности.
  3. Границы возраста.
  4. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
  5. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
  6. Эмоциональное развитие в юношестве.
  7. Особенности развития личности в юношеском возрасте.
  8. Социальная активность в юношестве.
  9. Юношеский мир и мир взрослых.
  10. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.

Тема 26. Молодость

  1. Молодость как социально-историческая категория.
  2. Развитие личности в молодости.
  3. Социальная активность в молодости.
  4. Любовь, брак, создание семьи в молодости.
  5. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.

Тема 27. Взрослость (зрелость)

  1. Общепсихологическая характеристика взрослости.
  2. Акмеология.
  3. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности.
  4. Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности в зрелости.

Тема 28. Старение и старость

  1. Общая характеристика периода старения и старости.
  2. Психологическое переживание старения и старости.
  3. Изменения в функционировании психических функций в старости.
  4. Изменение структуры социальной активности в старости.
  5. Особенности эмоциональная сферы в старости.
  6. Особенности личности пожилого (старого) человека.
  7. Личностные новообразования в старости.
  8. Изменения в структуре мотивации в старческом возрасте.
  9. Изменения временной перспективы в старости.

Тема 29. Смерть как кризис индивидуального существования

  1. Феномен смерти.
  2. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания.
  3. Смерть как кризис индивидуальной жизни.
  4. Психологические аспекты умирания.
  5. Танатотерапия.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. -- М.: Просвещение, 1989.
  3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  4. -- М.: Педагогика, 1984.
  4. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  4. -- М.: Педагогика, 1984.
  5. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  4.-- М.: Педагогика, 1984.
  6. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  4. -- М.: Педагогика, 1984.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  2. -- М.: Педагогика, 1982.
  8. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.6. -- М.: Педагогика, 1984.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -- М.: Педагогика, 1991.
  10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  4. -- М.: Педагогика, 1984.
  11. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.  4. -- М.: Педагогика, 1984.
  12. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000.
  13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. -- М.: 1981.
  14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. -- М.: МГУ, 1981.
  15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. -- М.: Владос, 1998.
  16. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
  17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -- М.: Тривола, 1995.
  18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект-Пресс, 2001.
  19. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. -- 1991. -- N 2.
  20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. -- 1986. -- N 6.
  21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. -- М.: Школьная Пресса, 2000.
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. -- М.: Школа-Пресс, 1995.
  23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. -- М.: Тривола, 1994.
  24. Эльконин Д.Б. Детская психология. -- М.: 1960-2002, любое издание.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -- М.: Педагогика, 1989.
  26. Эльконин Д.Б. Психология игры. -- М.: Педагогика, 1978.
  27. Эриксон Э. Детство и общество. -- СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.
  28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -- М.: Прогресс, 1996.

Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -- М.: Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. -- М.: 1977.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -- М.: Мысль, 1991.
  4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. -- СПб.: 1994.
  5. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. -- Л.: ЛГУ, 1965.
  6. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. -- Л.: ЛГУ, 1974.
  7. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. -- М.: 1973.
  8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -- М.: Наука, 1977.
  9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -- Л.: 1969.
  10. Аргайл М. Психология счастья.- М.: Прогресс, 1990.
  11. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Руководство по физиологии. -- Л.: Наука, 1975.
  12. Арьес Ф. Века детства. -- Обнинск, 1993 (или Журнал практического психолога, 1997. -- N 1).
  13. Арьес Ф. Возрасты жизни. // Философия и методология истории. -- М.: 1977.
  14. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. -- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.
  15. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. -- М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
  16. Баглай Е.Б. Формирование представлений о причинах индивидуального развития. -- М.: Наука, 1974.
  17. Балахонов А.В. Ошибки развития. -- Л.: ЛГУ, 1990.
  18. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. -- М.: Просвещение, 1991.
  19. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. -- М.: Прогресс, 1985.
  20. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -- СПб.: Изд-во международного фонда истории науки, 1991.
  21. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -- М.: Прогресс, 1986.
  22. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. -- М.: КСП, 1996.
  23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -- М.: Просвещение, 1968.
  24. Бочаров В.В. Антропология возраста. -- СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.
  25. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -- М.: Педагогика, 1990.
  26. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. -- М.: Знание, 1991.
  27. Бубер М. Я и Ты. -- М.: Высшая школа, 1993.
  28. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. -- М.: Педагогика, 1985.
  29. Бурльер Ф.А. Старение и старость. -- М.: Мир, 1962.
  30. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. -- М.: МГУ, 1986.
  31. Валлон А. От действия к мысли. -- М.: Просвещение, 1957.
  32. Валлон А. Психическое развитие ребенка. -- М.: Просвещение, 1968.
  33. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -- М.: Просвещение, 1987.
  34. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. -- М.: Медицина, 1984.
  35. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В.В.Давыдова, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина. -- М.: Педагогика, 1975.
  36. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1967.
  37. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. -- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  38. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. -- М.: 1984.
  39. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. -- М.: Педагогика, 1992.
  40. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. -- М.: МГУ, 1978.
  41. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. -- М.: Педагогика, 1995.
  42. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. -- Л.: Медицина, 1991.
  43. Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности. -- Киев: Наукова думка, 1984.
  44. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. -- М.: 1989.
  45. Грмек М.Д. Геронтология -- учение о старости и долголетии. -- М.: Наука, 1964.
  46. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. -- М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
  47. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -- М.: 1988.
  48. Гуревич П.С. Уйти, чтобы вернуться? // Наука и религия. -- 1991. -- N 5. -- С. 25-28.
  49. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -- М.: НПО "Образование", 1996.
  50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -- М.: Педагогика, 1986.
  51. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. -- Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1997.
  52. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. / К.С.Лебединская, О.С.Никольская и др. -- М.: 1989.
  53. Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе. -- М.: Прогресс, 1987.
  54. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А.Репиной. -- М.: 1987.
  55. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. -- М.: Педагогика, 1986.
  56. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -- М.: Педагогика, 1978.
  57. Дольто Ф. На стороне ребенка. -- СПб.: Петербург-XXI век, 1997.
  58. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. -- М.: Педагогика, 1985.
  59. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -- М.: Педагогика, 1975.
  60. Енджеевский М. Тусовка. -- М.: Прогресс, 1990.
  61. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. -- М.: 1987.
  62. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). -- Киев: 1985.
  63. Жизнь земная и последующая / Сост. П.С.Гуревич, С.Я.Левит. -- М.: Политиздат, 1991.
  64. Жизнь после смерти / Сост. П.С.Гуревич. -- М.: Московский рабочий, 1990.
  65. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. -- М.: 1988.
  66. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -- М.: 1984.
  67. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -- В 2-х тт. -- М.: Педагогика, 1986.
  68. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. -- СПб.: Союз, 1998.
  69. Зеньковский В.В. Психология детства. -- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
  70. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. -- 1993. -- N 4.
  71. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -- М.: Тривола, 1994.
  72. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. -- М.: Прогресс, 1990.
  73. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. -- М.: Педагогика, 1972.
  74. Изучение развития и поведения детей / Ред. Л.П.Липпситт, Ч.К.Спайкер. -- М.: Просвещение, 1966.
  75. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова, М.В.Зверевой. -- М.: 1973.
  76. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. -- Л.: Медицина, 1988.
  77. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. -- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986.
  78. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвер, П.Гринфилд. -- М.: Педагогика, 1971.
  79. История зарубежной дошкольной педагогики. / Сост. Н.Б.Мчелидзе и др. -- М.: Просвещение, 1986.
  80. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -- М.: Педагогика, 1991.
  81. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. -- М.: Новости, 1991.
  82. Канунго М. Биохимия старения. -- М.: Мир, 1982.
  83. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. -- М.: Смысл, Академический проект, 1999.
  84. Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. -- Мн.: МГПИ им. М.Горького, 1993.
  85. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. -- Мн.: 1997.
  86. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. -- М.: Знание, 1983.
  87. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -- М.: 1978.
  88. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. -- М.: Педагогика, 1991.
  89. Клупт М.А. Время в жизни человека (демографический аспект). -- М.: Мысль, 1985.
  90. Коган Л.Н. Человек и его судьба. -- М.: 1988.
  91. Козлова Г.З. Возрастные группы в научном коллективе. -- М.: 1983.
  92. Козлова С.И., Семенова Е., Демикова Н.С., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. -- Л.: Медицина, 1987.
  93. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -- М.: Просвещение, 1988.
  94. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социологические исследования. -- 1978. -- N 3.
  95. Кон И.С. В поисках себя. -- М.: Политиздат, 1984.
  96. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. -- М.: Политиздат, 1987.
  97. Кон И.С. Открытие "Я". -- М.: Политиздат, 1978.
  98. Кон И.С. Психология старшеклассника. -- М.: 1980.
  99. Кон И.С. Психология юношеского возраста. -- М.: 1989
  100. Кон И.С. Социологическая психология. -- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
  101. Кон И.С. Ребенок и общество. -- М.: Наука, 1988.
  102. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -- М.: Когито-Центр; изд-во "Институт психологии РАН", 1997.
  103. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. -- М.: Знание, 1987.
  104. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -- М.: Педагогика, 1991.
  105. Краковский А.П. О подростках. -- М.: 1970.
  106. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. -- Рига: Педагогический центр "ЭКСПЕРИМЕНТ", 1999.
  107. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -- М.: Педагогика, 1971.
  108. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной активности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. -- М.: Педагогика, 1977.
  109. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! -- М.: Мир, 1972.
  110. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н.Е.Покровский. -- М.: Прогресс, 1989.
  111. Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. -- М.: Ретекс, 1991.
  112. Лаврин А.П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. -- М.: Московский рабочий, 1993.
  113. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. -- М.: Политиздат, 1984.
  114. Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. -- Прага: Авиценум, 1984.
  115. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -- М.: Педагогика, 1971.
  116. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -- В 2-х тт. -- М.: Педагогика, 1983.
  117. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать их проблемы. -- М.: Педагогика, 1991.
  118. Ливехуд Б. Кризисы жизни -- шансы жизни. Калуга: 1994.
  119. Липкина А.И. Самооценка школьника. -- М.: 1976.
  120. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. -- М.: Педагогика, 1986.
  121. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. -- Кишинев: Штиинца, 1983.
  122. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. -- Л.: ЛГУ, 1974.
  123. Лич П. Ребенок от рождения до пяти лет. -- М.: Педагогика, 1985 (СПб.: Лениздат, 1993).
  124. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -- Л.: Медицина, 1977.
  125. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Ред.-сост. В.С.Мухина. -- М.: Просвещение, 1991.
  126. Лукоянов Е.Ю. Если вашему ребенку трудно учиться. -- М.: Знание, 1980.
  127. Лупан С. Поверь в свое дитя. -- М.: Эллис Лак, 1993.
  128. Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. -- М.: Медицина, 1992.
  129. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -- М.: Педагогика, 1974.
  130. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -- М.: Педагогика, 1983.
  131. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. -- М.: 1987.
  132. Матейчек З. Родители и дети. -- М.: Просвещение, 1992.
  133. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -- М.: 1984.
  134. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. -- М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1996.
  135. Мид М. Культура и мир детства. -- М.: Наука, 1988.
  136. Миллер С. Психология игры. -- М.: Университетская книга, 1999.
  137. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой. -- М.: Педагогика, 1988.
  138. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г.Хрипковой. -- М.: Педагогика, 1989.
  139. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -- М.: МГУ, 1981.
  140. Моуди Р. Жизнь после жизни. -- Москва-Рига, 1991.
  141. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. -- М.: 1977.
  142. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -- СПб.: СПбГУ, 1999.
  143. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -- М.: Педагогика, 1981.
  144. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. -- М.: Педагогика, 1985.
  145. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -- М.: Просвещение, 1986.
  146. Нарциссов Р.П. О материнстве. -- Пущино, 1985.
  147. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. -- М.: 1984.
  148. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. -- М.: Наука, 1981.
  149. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.- М.: Педагогика, 1992.
  150. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. -- М.: МГУ, 1981.
  151. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -- М.: МГУ, 1972.
  152. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. -- М.: Педагогика, 1985.
  153. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского. -- М.: 1987.
  154. Одаренные дети. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -- М.: Прогресс, 1991.
  155. Основы геронтологии / Под ред. А.Бинэ и Ф.Бурльера. -- М.: Медгиз, 1960.
  156. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. -- М.: Педагогика, 1988.
  157. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. -- М.: Педагогика, 1988.
  158. Первый год жизни вашего ребенка. / Сост. Л.Ф.Островская. -- М.: Педагогика, 1983.
  159. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. -- М.: Педагогика, 1991.
  160. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. -- М.: 1981.
  161. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -- М.: 1969.
  162. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -- М.: Педагогика, 1977.
  163. Покровская Т.И., Нарицына Р.М. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. -- Л.: Медицина, 1978.
  164. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В.Я.Пилиповского. -- М.: Прогресс, 1992.
  165. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: Сфера, 1997.
  166. Проблема человека в западной философии. -- М.: Прогресс, 1988.
  167. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект. / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. -- М.: 1987.
  168. Проблемы постнатального сомато-психического развития / Под ред. Г.К.Ушакова, Г.Гёльнитца, Г.Эггерса. -- М.: Медицина, 1974.
  169. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В.Давыдова. -- М.: Педагогика, 1990.
  170. Психологические проблемы юности // Под ред. А.В.Петровского. -- М.: 1969.
  171. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1964.
  172. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1965.
  173. Психология личности и образ жизни. / Отв. ред. Е.В.Шорохова. -- М.: 1987.
  174. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. -- М.: Педагогика, 1987.
  175. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. -- М.: Педагогика, 1987.
  176. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. -- М.: МГУ, 1986.
  177. Пэрну Л. Я воспитываю ребенка. -- СПб.: Лениздат, 1992.
  178. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. -- М.: Прогресс, 1987.
  179. Развитие личности и деятельности дошкольника. / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1965.
  180. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А.Смирнова. -- М.: Педагогика, 1976.
  181. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. -- М.: Педагогика, 1985.
  182. Развитие общения у дошкольников / Под ред. М.И.Лисиной, А.В.Запорожца. -- М.: Педагогика, 1974.
  183. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г.Рузской. -- М.: Педагогика 1989.
  184. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. -- М.: Педагогика, 1986.
  185. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова. -- М.: 1983.
  186. Развитие психофизиологических функций у взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. -- М.: Педагогика, 1972.
  187. Развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. -- М.: Просвещение, 1968.
  188. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. -- М.: Педагогика, 1986.
  189. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -- СПб.: Питер, 1999.
  190. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. -- М.: Педагогика, 1983.
  191. Раттер М. Помощь трудным детям. -- М.: Прогресс, 1987.
  192. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. -- М.: Мир, 1994.
  193. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -- М.: Педагогика, 1988.
  194. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -- М.: Педагогика, 1988.
  195. Рязанцев С. Философия смерти. -- СПб.: Спикс, 1994.
  196. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: 1997.
  197. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. -- Л.: ЛГУ, 1990.
  198. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г.А.Урунтаева. -- М.: Академия, 1997.
  199. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. -- Тула: Приокское книжное издательство, 1992.
  200. Сколько вам лет? Линия жизни глазами психолога. / Под ред. А.А.Кроника. -- М.: Школа-Пресс, 1993.
  201. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. -- М.: Смысл, СПб.: Гармония, 1994.
  202. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. -- М.: Просвещение, 1991.
  203. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, А.Атанасовой-Вуковой. -- М.: Медицина, 1980.
  204. Спиваковская А.С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. -- М.: Педагогика, 1986.
  205. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. -- СПб.: Алетейя, 2000.
  206. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.- Л.: 1981.
  207. Столин В.В. Самосознание личности. -- М.: МГУ, 1983.
  208. Субботский Е.В. Как рождается личность. -- М.: Знание, 1978.
  209. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. -- М.: Просвещение, 1991.
  210. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. -- Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  211. Талызина Н.Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников. -- М.: Педагогика, 1988.
  212. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. -- СПб.: Алетейя, 2000.
  213. Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста. // Формирование личности в онтогенезе. -- М.: Педагогика, 1991.
  214. Уайт Б. Первые три года жизни. -- М.: Педагогика, 1982.
  215. Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. -- М.: Педагогика, 1984.
  216. Феномен долгожительства / Отв. ред. С.И.Брук. -- М.: 1982.
  217. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. -- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
  218. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. -- М.: Педагогика, 1978.
  219. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -- М.: Педагогика, 1989.
  220. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. -- М.: Флинта, 1997.
  221. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -- М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.
  222. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: Педагогика, 1987.
  223. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: Педагогика, 1989.
  224. Франкл В. Доктор и душа. -- СПб.: Ювента, 1997.
  225. Франкл В. Человек в поисках смысла. -- М.: Прогресс, 1990.
  226. Франус Э. Развитие младенца. -- Варшава: Наша ксегарня, 1961.
  227. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. -- Одесса: 1927.
  228. Фрейд А. Психология "Я"и защитные механизмы. -- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  229. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. -- М.: Наука, 1989.
  230. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. -- М.: МЦ "Система" при МК ВЛКСМ, 1990.
  231. Фрейд З. Психология бессознательного. -- М.: Просвещение, 1989.
  232. Фромм А. Азбука для родителей. -- Л.: Ленато, 1991.
  233. Фромм Э. Душа человека. -- М.: Республика, 1992.
  234. Фромм Э. Искусство любви. -- Минск: 1990.
  235. Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. -- М.: Республика, 1992.
  236. Фромм Э. Человек для себя. -- М.: Прогресс, 1992.
  237. Харпер П. Практическое медико-генетическое консультирование. -- М.: Медицина, 1984.
  238. Хелус З. Понимаете ли вы ученика? -- М.: Педагогика, 1987.
  239. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. -- М.: Педагогика, 1989.
  240. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -- М.: Прогресс-Универс, 1993.
  241. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. История, физиология и психология проблемы смерти. -- М.: Энигма, 1997.
  242. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. -- М.: Прогресс, 1993.
  243. Частная жизнь. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. -- М.: РГГУ, РАН, 2000.
  244. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей. -- СПб.: Петербург-XXI век, 1996.
  245. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации. -- М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997.
  246. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. -- М.: Медицина, 1996.
  247. Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. -- Прага: Авиценум, 1978.
  248. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. -- М.: 1988.
  249. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. -- М.: Республика, 1992.
  250. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. -- М.: МГУ, 1981.
  251. Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье. -- М.: Финансы и статистика, 1983.
На главную страницу
Hosted by uCoz