Резюме

доктора психологических наук, профессора,
заведующей кафедрой психологии ТулГУ
Сапоговой Елены Евгеньевны

Е.Е.Сапогова закончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1982 г. В 1986 г. после окончания аспирантуры в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (научный руководитель — В.В.Давыдов) защитила кандидатскую диссертацию "Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста", посвящённую кризису семи лет. В 1986-1989 гг. работала в должности ассистента кафедры философии в Тульском политехническом институте, в 1989-1991 гг. — в должности доцента кафедры психологии Тульского государственного педагогического института им. Л.Н.Толстого.

В 1994 г. после окончания докторантуры Психологического института РАО (научный консультант — В.В.Давыдов) защитила докторскую диссертацию на тему "Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста" (19.00.07). По итогам экспериментальной работы опубликована монография "Ребёнок и знак" (1993). Практическое приложение диссертации — развивающая программа "Азбука воображения" — с 1992 г. реализуется во многих регионах России. В 1994-1997 гг. работала в должности доцента, профессора кафедры психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. В 1997 г. присуждено учёное звание профессора.

В 1997 г. организована кафедра психологии Тульского государственного университета, выпускающая психологов по направлению 030300 (521000) и специальности 030301 (020400) — "Психология", профессором и заведующей которой Е.Е.Сапогова является со дня основания до настоящего времени. С 1997 г. Е.Е.Сапогова является руководителем аспирантуры по специальности 19.00.13 — "Психология развития, акмеология", защищены пять кандидатских диссертаций. В 2000 г. по инициативе и под руководством Е.Е.Сапоговой проведена Международная научно-практическая конференция "Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание", в 2004 — Всероссийская научная конференция "Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания", в 2008 — "Человек в современном социуме: культура, этнос, гендер".

С 2000 по 2007 г. под редакцией Е.Е.Сапоговой издавался сборник "Известия ТулГУ. Серия "Психология", с 2006 г. издаётся сборник исследований молодых учёных "Психологическая студия", с 2007 г. — сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ "Психосфера".

Для специальности "Психология" разработаны учебные курсы "Введение в психологическую профессию", "Введение в общую психологию", "Психология мотивации, эмоций, воли", "Человек, индивид, личность, индивидуальность", "Психология развития, возрастная психология", "Психология личности", "Психолингвистика, психосемиотика, психогерменевтика", "Основы практического психоанализа", "Консультативная психология", "Этническая психология", "Ребёнок в структуре семейных отношений", "Нарратология и нарративная психология". Опубликованы книги "Шестилетний ребёнок" (1992), "Ребёнок и знак" (1993), "Азбука воображения: Практическое руководство по развитию воображения дошкольников" (1995), "Сто игр для больших и маленьких" (2002), "Психология развития: Ретроспективы и перспективы становления человека" (2000), "1001 задача по психологии" в 4-х кн. (1999); "Психология развития человека" (2001), "Задачи по общей психологии" (2001), "Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства" (2004), "Консультативная психология" (2008) и др.

Опубликовано более 160 научных работ: "Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста" (1986), "Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения" (1990), "Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников" (1992), "Операции моделирования как условие развития воображения" (1993), "Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте" (1996), "Коврик развития", шаг вперёд вместо двух шагов назад" (1997), "Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух" (1997), "Дао психолога: феномены психологического бытия" (1998), "Как я понимаю психологию: в подражание М.К.Мамардашвили" (1999), "Морфология и психосемиотика сказки в контексте моделирующих процессов воображения" (1999), "Об объективации человеческой сущности в контексте культурного социогенеза" (2000), "Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент" (2001); "Культурный социогенез и воспитание: сопоставительный анализ" (1999), "Психолингвистика для психологов: в поисках дидактической парадигмы" (1999), "Понимание как центральная проблема консультативной психологии" (2000), "Проблема профессиональных архетипов и проективный анализ семиосферы студентов-психологов" (2001), "Метафоры за-сознания и проблема спонтанной организации самосознания" (1999), "Семейный нарратив как прецедентный текст для ребёнка" (2002), "Метаязык современного сознания: к проблеме типично "женских" и типично "мужских" конструктов сознания" (2002), "Азбучные сказки": игровые истории для создания гипертекстовой образно-понятийной картины мира старших дошкольников" (2002), "Микросоциум семьи т семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза" (2002), "Гендерные концепты сознания в контексте социокультурной психологии" (2002), "Психологические аспекты интервенции негативных индивидуальных реалий взрослого мира в современные тексты для детей" (2003), "Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности" (2003), ""Легенды о себе": к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании" (2003), "Понимание текста в обучении психологическому консультированию" (2003), "Концепты семейного нарратива в структуре первичной социализации ребёнка" (2003), "Концепты и ориентиры современного психологического образования" (2004) ""Psychcadabra": субъективная картина мира как гипертекст" (2004), "Анализ Я-концептов и Я-метафор в содержании индивидуальных нарративов субъекта" (2004), "Концепты семейного нарратива в структуре первичной социализации ребёнка " (2004), "Опыт психологической интерпретации мужской концептосферы" (2005), ""Римейки жизни": конструирование автобиографического нарратива" (2005), "Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии" (2005), "Женская аутентичность: опыт исследования гендерной концептосферы современных женщин" (2006), "Понимание в психологическом консультировании" (2006), "Типы экзистенциальных ожиданий в Ego-trip-нарративах" (2006), "Возможности анализа автобиографических нарративов в обучении психологическому консультированию" (2007), "Психосемиотика повседневности: семантика обитаемого пространства и архитектуры" (2007), "Консультативный дискурс" (2006), "Психосемиотика повседневности: субкультура еды" (2006), "Обитель души: экзистенциальное пространство субъекта" (2007), "Событие в структуре биографического текста" (2006), "Хронотоп Бахтина: соблазн проникновения" (2006), "Социокультурные прототипы и смысловые константы автобиографических текстов" (2007), "Экзистенциальные ожидания как фактор развития во взрослости и старости" (2007), "Экзистенциальное содержание лиминальных периодов жизни" (2007), "Возможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов" (2007), "Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и нарративная психология" (2006), "Психосемиотика повседневности: семантические коды одежды и моды" (2008), "Экзистенциальный контекст переживания лиминальных состояний" (2008), "Прецедентность в структуре первичной социализации ребёнка" (2008) и др.

На главную страницу
Hosted by uCoz