ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е. Е. Сапогова (Тульский госуниверситет)
Журнал практического психолога. -- 1996. -- N 5. -- С. 3-9.
Психолог в детском саду. -- 1998. -- N 1. -- С. 86-91. (Повторная публикация)

В системе современного дошкольного воспитания, несмотря на то, что ежегодно разрабатывается и апробируется большое количество новых комплексных и предметно ориентированных программ ("Радость", "Золотой ключик", "Радуга", "Развитие", "Дошкольный проект Сороса", "Дом радости", "Детство" и др.), остаются "белые пятна", в отношении которых практически нет рекомендаций и пособий. Восполнение этого дефицита относится на счет индивидуальной инициативы воспитателей, консультирующих психологов-практиков или родителей, что далеко не всегда оправдано.

Одним из таких белых пятен, на наш взгляд, является проблема психосексуальной идентификации и психосексуального воспитания старших дошкольников. У ребенка к 6 годам под влиянием соответствующих образцов и стратегий родительского поведения должна сложиться характерная направленность в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и он, которая будет определять его психологические и сексуальные особенности, социальное и межличностное поведение по мере взросления [В.Е.Каган, 1991; Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, 1988]. Психосексуальная идентичность создается за счет взаимодействия многих факторов: идентификации со взрослым и имитации его поведения; соответствующего внушения со стороны взрослого (родители информируют ребенка о том, что он (она) мальчик (девочка) и о соответствующих полу стереотипах поведения: "не плачь, ты же мальчик, будущий мужчина, а мужчины не плачут", "девочки должны быть аккуратными" и т.п.); поощрения за соответствующее полу поведения и порицания за несоответствующее; обучения стандартам поведения своего пола и т.д. Примерно с 2-х лет ребенок уже знает, кто он -- мальчик или девочка, хотя эти категории еще слабо наполнены содержанием, сравнивает себя с другими детьми по внешним признакам (одежде, прическе, игрушкам), узнает пол на изображениях людей и т.д., а к 5-6 годам образуется уже достаточно устойчивая система "роль/идентичность", и различия в поведении, высказываниях, самоотношении детей разного пола должны быть заметны.

Однако уже в дошкольном возрасте отмечается несовпадение половой принадлежности и полового поведения. Из-за ошибок или небрежности воспитания в наличных социальных условиях семьи ребенок утрачивает систему психосексуальных ориентиров и начинает отдаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу. Проблема психосексуальной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях (как правило, с одной матерью (реже -- отцом) или матерью и бабушкой по материнской линии) или семьях с искажением психосексуальных ролей (например, властная и энергичная бабушка выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая силу, власть, наказания и ответственность за принятие семейных решений, а мать (а в ряде случаев и отец) ребенка психологически уравнены с ним в позиции "ведомых"). Здесь дети, не имея необходимого психосексуального образца, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола (например, мальчики -- с матерью), что приводит к тому, что в будущем для них могут оказаться затрудненными межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск интимного партнера, отношения с собственными детьми.

Распознавание отклонений в психосексуальной идентификации не всегда доступно близким к ребенку взрослым, а чаще они просто не замечаются или не воспринимаются как значимые. Как правило, проблема встает (и сразу остро) в тех случаях, когда, будучи порицаемым и даже наказанным за несоответствующее полу поведение, ребенок продолжает ему следовать, или же когда вследствие репрессивных родительских мер ребенок демонстрирует невротические реакции. Психолог, работающий в дошкольном учреждении, может уловить эти отклонения в 1) предпочтении определенных игр и игрушек; 2) выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть "в войну" или "в дочки-матери", -- важна именно роль, которую в "мужской" или "женской" игре выберет, предпочтет дошкольник); 3) в общении со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть, как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с "чужим" полом, подражание и т.д.); 4) в стремлении изменить одежду и внешность по стандартам "чужого" пола; 5) в неудовлетворенности своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы ("мальчишкам можно, а нам нельзя..."); 6) в индивидуальном стиле поведения (например, мальчики становятся более кокетливыми, грациозными, жеманными; девочки подчеркивают физическую силу, выносливость и т.п.); 7) в продуктах фантазии и творчества (например, рисование себя в одежде или в кругу представителей противоположного пола; рисование представителя противоположного пола при "безличной" инструкции "нарисуй человека"), содержании мечтаний и сновидений и т.д.

В рамках общественного воспитания и системы психологического консультирования в сложившихся условиях необходимо дополнительное разъяснение, формирование и поощрение индивидуальных форм маскулинного (для мальчиков) и фемининного (для девочек) поведения (в терминологии И.С.Кона), специальная коррекция со стороны психолога возможных отклонений в сторону идентификации с противоположным полом (при ошибочном внутрисемейном воспитании) через тренинг и выработку соответствующего когнитивного и эмоционального отношения. Представления о психологических, биологических и социальных особенностях своего пола и вытекающих отсюда стратегиях поведения, образцов построения отношений с людьми своего и противоположного пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в дошкольном детстве. А поскольку идентификация себя со взрослыми своего пола начинается в неявном виде после 2-3-х лет, а более отчетливо к 5-6 годам, то психосексуальному развитию важно придать статус необходимого аспекта воспитания уже в дошкольном детстве. Более того, мы видим необходимость включения соответствующих элементов и в тренинги родительской компетенции.

Занимаясь в течение многих лет подготовкой специалистов для системы дошкольного воспитания и психологов для семейного и возрастного консультирования, мы постоянно (а в последние годы особенно часто) сталкиваемся с просьбами помочь в решении конкретных вопросов, связанных с ошибками в психосексуальном воспитании. Действительно, что делать, если, например, ребенок воспитывается в семье без отца и влияния мужских образцов или в семье с искажением ролей? Что посоветовать, если шестилетний мальчик играет только с девочками и предпочитает девчачьи игры, одежду, банты, заколки и т.д., а общества сверстников своего пола избегает и даже боится? Что делать, если девочка ведет себя агрессивно и авторитарно, пугая и подавляя не только девочек-ровесниц, но и мальчиков своего возраста? Как деликатно просветить родителей в том, что необходимо прививать дошкольнику "мужские" ("женские") паттерны поведения до того, как у него появятся проблемы в отношениях со сверстниками и самим собой? Количество подобных проблем увеличивается вместе с ростом числа неполных и неблагополучных семей, а также в связи с почти тотальной неинформированностью родителей о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения.

Готов ли практический психолог к консультированию этих проблем? Опыт подсказывает, что, как правило, не только не готов, но и просто избегает их, потому что в лучшем случае он может догадаться о причине социальных или эмоциональных проблем ребенка, связанных с неверной идентификацией, и даже объяснить ее суть родителям, но дать более конкретные рекомендации, чем "Приобщайте к мужской роли... Пусть делает что-то вместе с папой... и т.д.", не может. Готов ли к этой работе воспитатель? Тем более нет. До сих пор реальное психосексуальное воспитание в практике работы дошкольных учреждений носит эпизодический характер и сводится к формальному заучиванию детьми стереотипных этических правил взаимоотношений полов.

Все сказанное создает необходимость разработки специальной программы, позволяющей в рамках дошкольного учреждения стимулировать идентификацию с соответствующими психосексуальными образцами, а в рамках психологической службы диагностировать и корректировать ее неблагоприятные варианты. Над созданием такой программы мы работаем уже в течение нескольких лет и имеем опыт ее апробации в МДОУ N 28 г. Тулы. Программа включает игры и занятия, содержание которых в той или иной мере касается проблем психосексуальной идентификации, переживания своей принадлежности к определенному полу и т.д.

Поскольку психосексуальная идентичность -- существенный элемент личностной идентичности, овладения категорией "Я" (вероятно, не ошибемся, если отметим, что чуть ли не 90% самосознания субъекта окрашено в "цвет" переживания своей психосексуальной принадлежности), при разработке игр и занятий мы учитывали следующие моменты: 1) к 6 годам дети должны эмоционально положительно переживать свою принадлежность к определенному полу и осознавать ее необратимость; 2) располагать общим набором индивидуальных психологических установок (дескрипторов, моделей) мальчика-будущего мужчины и девочки-будущей женщины на то, какими они должны быть уже сейчас и когда вырастут; 3) соотносить свое поведение с поведением взрослых мужчин (женщин); 4) лично соотносить себя с другими детьми своего и противоположного пола; 5) осознавать значение своей личности, как представителя пола для себя самого и для других, вырабатывать полоролевые идеалы, ценности, ориентации.

В разработке содержания игр и занятий учтены также возрастные особенности старших дошкольников, специфика становления детского самосознания и личности. В ходе занятий на базе имеющихся познавательных и личностных потребностей ребенка мы стремимся сформировать у него содержательные представления о психологических особенностях своей половой принадлежности, ее значении для самого ребенка и общества; о психосоциальных стандартах полоролевого поведения; частично о вопросах психосексуальной этики и морали и т.д. А реализация содержания занятий в эмоционально-действенной форме помогает в осуществлении переноса новых знаний (точнее, осознаний) в поведение, игры, самосознание дошкольников.

В данной работе мы приводим некоторые варианты игр и занятий для детей 5-7 лет, которые может использовать практический психолог (воспитатель) в первую очередь для диагностики существования проблем в сфере психосексуальной идентификации. При небольшой трансформации они могут использоваться для формирующей работы -- осознания ребенком необратимости и преимуществ принадлежности к определенному полу. Разумеется, мы далеки от мысли, что, используя только лишь подобные игры и задания, психолог разрешит психоидентификационные проблемы ребенка, поскольку основу компенсации составляет все же психокоррекционная работа с родителями ребенка по перестройке системы отношений с ним (особенно в тех случаях, когда ребенок "нежеланного" пола изначально воспитывался в стереотипах желанного). Предложенные игры мы рассматриваем как один из возможных фрагментов такой работы.

Занятие "Мне нравится..." Играют две равные по количеству команды девочек и мальчиков. В игре участвуют взрослые (родители) мужского и женского пола -- тоже участники "своих" команд. На первом этапе воспитатель (психолог) ставит перед командами вопрос "Почему нам, мальчикам (девочкам), нравится быть мальчиками (девочками)?". Девочки отвечают на вопрос о девочках, мальчики -- о мальчиках. По установленному правилу та команда, которая приведет больше аргументов в "свою пользу", выигрывает, поэтому взрослые участники команд в случае явного перевеса команды противоположного пола подсказывает аргументы, чтобы в итоге вышла "ничья". На втором этапе команды меняются позициями и отвечают на вопрос "Почему им, девочкам (мальчикам), не хочется стать мальчиками (девочками)?". Команды опять поочередно отвечают на него (мальчики -- о девочках и наоборот). На третьем этапе очки для "победы" должен принести в команду каждый участник, поэтому на вопрос "Почему мне нравится быть девочкой (мальчиком)?" теперь отвечает самостоятельно каждый ребенок. Учитывается любой ответ "в свою пользу". Взрослый участник по-прежнему делает подсказки в случае затруднений и обязательно уравнивает "счет". Психолог (воспитатель) подводит итог, обсуждая вместе с детьми, что хорошо быть и мальчиком, и девочкой. Это занятие полезно как для выявления детей с трудностями идентификации, так и для выделения и обогащения имеющихся у детей полоролевых представлений. Игра может быть использована и в парном варианте (ребенок-ребенок, взрослый-ребенок).

Занятие "Персонажи". В индивидуальной игре ребенку показывается набор карточек, на которых в пиктографической форме (чтобы нивелировать восприятие половых различий) изображены ситуации различного типа (в большей или меньшей мере специфичные для мальчиков и девочек): "двое детей играют в куклы (в машинки)", "ребенок помогает маме (папе)", "мама (папа) грозит пальцем ребенку", "взрослый и ребенок в магазине детской одежды собираются купить брючки (юбочку)", "один ребенок обижает другого", "ребенок стоит перед зеркалом, держит в руках бантик" и т.д. Ребенка просят назвать, где изображены мальчики, а где -- девочки и почему. В приведенном варианте задание удобно в установлении отклонений в идентификации, но его легко превратить в формирующее, если психолог выступит в качестве комментатора.

Занятие "Братья и сестры". Проводится с целью выявления знаний об особенностях ролевого поведения в форме беседы с заданными ситуациями типа "У мамы были дочка и сынок -- Катя и Ваня. Однажды мама попросила их помочь убирать квартиру. Как ты думаешь, что делал Ваня, а что -- Катя?", "У близнецов Вани и Кати (вариант: Вани и Сережи; Кати и Оли) день рождения. Как ты думаешь, что им подарили? А что они хотели бы получить в подарок?", "Катя и Ваня гуляли во дворе и увидели, что Витька (Светка) обижает маленькую Олечку (маленького Игорька), отбирает игрушки. Как ты думаешь, кто из них поможет Олечке (Игорьку)?", "Катя и Ваня (варианты) едут на лето к бабушке. Мама разрешила им взять по одной, самой любимой, игрушке. Как ты думаешь, что возьмет Ваня? А Катя?" и т.д.

Занятие "Выбор". Игра с картонными куклами, моделирующими соответствующую ситуацию-дубль, подразумевающую необходимость выбора, например, кукла-папа ремонтирует машину, а кукла-мама печет на кухне пирожки -- ребенка просят присоединиться к одному из персонажей; кукла-воспитатель предлагает ребенку на утреннике исполнить роль мальчика или девочки -- чью роль предпочтет ребенок; в парикмахерской ребенок видит женский зал, где сидят девочки, и мужской -- ребенок должен выбрать, где он будет стричься; команды кукол-мальчиков и кукол-девочек перетягивают веревку -- к какой из команд присоединится ребенок, чтобы она выиграла?

Занятие "Сказка про мальчика (девочку)". Это динамичные истории, создаваемые по индивидуальным для каждого ребенка сценариям, но во всех случаях подчеркивающие преимущества того пола, к которому принадлежит ребенок. Основные требования к сказке: наличие двух персонажей противоположного пола (ребенок всегда совпадает со своим полом, а сочиняющий с ним сказку психолог берет на себя роль оставшегося персонажа), выполняющих вместе одну и ту же работу (достигающих одну и ту же цель); персонажу противоположного пола, хотя он тоже смелый, сильный, умелый, все же постоянно требуется помощь, поддержка, смекалка другого; в сказке задействованы ситуации, где требуются мужские (для мальчиков) и женские (для девочек) умения и виды деятельности: например, для мальчика по ходу придумывания надо вести гоночный автомобиль ("как ты думаешь, наверное, мальчик справится с этими лучше?"), взбираться на вершину, чтобы что-то достать ("наверное, у мальчиков руки сильнее, правда?"), отремонтировать мост ("мне кажется, у мальчика это получится лучше, а девочка пусть поможет"), воспользоваться молотком (отверткой, ножом), что-то починить и т.д.

Занятие "Если бы...". Психолог разговаривает с ребенком о том, какие сказки и истории он знает и любит. Выбрав одну из таких сказок (где герой одного пола с ребенком), он расспрашивает ребенка, за что он любит именно этого героя, какими качествами он обладает как представитель своего пола и т.д. Затем психолог выбирает сказку с главным героем противоположного пола и предлагает вместе порассуждать, как изменилась бы сказка, если бы, например, Белоснежка в ней превратилась в мальчика (Буратино в девочку).

Занятие "Найди и исправь ошибки". Психолог предлагает ребенку рассмотреть большую картинку, где изображены группки детей, играющие или занимающиеся подходящими полу делами (например, панорама дачного отдыха возле озера). На картине намеренно допущены ошибки (например, в руках у мальчика кукла, хотя у других мальчиков в группе в руках предметы для игры "в войну"; девочка привязывает мальчику бантик в группке других девочек; мальчик в кругу девочек, которых женщина учит вышивать; в окне дома видна повариха, возле которой стоит мальчик; на скамеечке сидят женщины с колясками и рядом с ними -- мальчик с кукольной коляской и т.п.) Вместе с психологом, который комментирует занятие, ребенок ищет и исправляет "ошибки", подчеркивая интересность и полезность соответствующих полу занятий.

Занятие "Символы". Психолог показывает детям изображения разных животных (бабочка, кошка, щенок, олень, жираф, орел и др.) и предметов (ружье, автомобиль, книга, плоскогубцы, кастрюля, иголка, цветок и др.) и просит аргументированно соотнести их с определенным полом. Если у ребенка возникают затруднения, психолог подсказывает аргументы, апеллируя к опыту и эмоциональному отношению ребенка.

Занятие "Подарки для родителей". Ребенку дается разделенный пополам лист бумаги. На каждой половине имеется по 4-6 одинаковых незавершенных графических фрагментов (элементы 2, 5, 6, 7, 8 взяты из теста Вартегга). Психолог просит ребенка нарисовать, используя эти фрагменты, подарки для мамы (слева) и подарки для папы (справа).

Занятие "Чемодан". Психолог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. На листе бумаги нарисованы два "прозрачных" чемодана, которые с помощью карандашей надо "наполнить" соответствующими полу вещами. Вариант игры: папа (мама) привезли подарки сыну (дочке).

Занятие "Имена". Психолог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчиков и девочек и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. В списке имен психолога есть обычные имена для детей разного пола (Сережа, Юля, Наташа) и имена, которые дают как мальчикам, так и девочкам (Саша, Женя, Валя). Психолог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому -- мальчику или девочке -- имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое "двойное" имя и т.д.

Занятие "Страна мальчишек (девчонок)". Психолог предлагает ребенку пофантазировать: будто бы он, мальчик, попадает в волшебную страну, где живут только девочки. Как он станет себя вести? Будет поступать, как девочки, или продемонстрирует преимущества сильного пола?

Занятие "Профессии". Психолог показывает детям картинки с изображением разных видов профессионального труда (субъект труда ребенку не виден) -- школа, больница, библиотека, завод, космодром и т.д. Его просят ответить, какая профессия ему по душе; кому больше подходит та или иная профессия -- мужчинам или женщинам -- и почему.

Занятие "Чьи вещи?". Психолог предлагает ребенку карточки с изображениями предметов, соотнесенных с полом (одежда, игрушки, орудия), которые нужно разложить в три группы: "только для мальчиков (мужчин)", "только для девочек (женщин)", "общее".

Занятие "Тебе бы хотелось?". Ребенка просят аргументированно ответить на вопросы типа "Ты скоро пойдешь в школу. Тебе бы хотелось, чтобы учителем был мужчина (женщина)? Почему?", "Школьники могут записаться в разные кружки. Девочки записываются в кружок домоводства, там они учатся шить, вязать, готовить, красиво причесываться, ухаживать за малышами и т.п. А мальчики записываются в кружок, где научат столярничать, чинить электроприборы, ремонтировать сантехнику и т.д. В какой кружок тебе бы хотелось?", "Представь, что ты простудился и тебе вызвали врача. Тебе бы хотелось, чтобы врачом оказался мужчина или женщина?", "Представь, что в детском саду ставят спектакль про зверей-мальчиков (зайчат, медвежат) и зверей-девочек (белочек, мышек). Тебе бы хотелось играть роль зайчонка или белочки?", "Когда ты вырастешь, тебе бы хотелось выбрать профессию, как у мамы или как у папы?" и т.д.

Занятие "Близкие". Используются фрагменты методики Рене Жиля для выявления предпочтения ребенком взрослых того или иного пола.

Использование подобных игр показывает, что привлечение внимания ребенка к преимуществам своего пола, расширение системы признаков, составляющих психосексуальный образец пола, ознакомление с различными вариантами "сильного" и "слабого" поведения представителей своего пола и т.д. стимулирует глубинную работу по самоидентификации и способно дать компенсационный эффект.

Литература

1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.

2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988.

Hosted by uCoz