Программа курса Е.Е.Сапоговой
"Общая психология -- III:
человек, индивид, личность, индивидуальность"
(2003)
Направление подготовки: 521000 -- "Психология"
Специальность: 020400 -- "Психология"
Содержание дисциплины
Тема 1. Философско-методологические предпосылки
анализа личности в науке
-
Философско-методологические предпосылки анализа личности в
науке.
-
Феномен человека в научно-историческом контексте.
-
Философско-методологические предпосылки выделения в научном аппарате понятия "личность".
-
Египетский миф о природе и строении человеческой личности.
-
Христианские представления о личности.
-
Древнегреческие представления о личности (Ориген, пифагорейцы, сократо-платоновская философия, Аристотель, Плотин, патристика, Дионисий Ареопагит).
-
Буддийская и дзен-буддийская традиция в понимании человеческой личности.
-
Европейский рационализм XVII-XVIII вв. и его концепция человека.
-
Европейская философская традиция: от Р.Декарта до Ф.Ницше.
-
Постницшеанская философская традиция: от У.Джеймса до Ж.-П.Сартра.
-
Человек как мыслящее "Я".
-
Человек как "вещь".
-
Мотивация и личность.
-
Свобода как фундаментальная характеристика личности в рационализме.
-
Марксистская концепция человека.
-
Современная психологическая ориентация: от Ф.Перлса до С.Грофа.
-
Нейрофизиологическая и психобиологическая методологическая ориентация
в понимании природы личности.
-
Квантово-механический подход в понимании сущности личности.
Тема 2. Человек, индивид, личность, индивидуальность
-
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
-
Видовая специфика человека.
-
Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
-
Индивид как биосоциальная целостность.
-
Генотип и фенотип индивида.
-
Индивидные свойства.
-
Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.
-
Индивидные свойства.
-
Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств.
-
Конституционные, нейродинамические и гормональные особенности как индивидуально-типические свойства.
-
Общее понятие личности в сравнении с другими понятиями, описывающими специфику человека.
-
Понятие индивидуальности.
-
Индивидуальное и всеобщее.
-
Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.
-
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
-
Видовая специфика человека.
-
Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
Тема 3. Личность: описание и определение
-
Общее представление о личности в психологии.
-
Многозначность понятия личности в современной психологии.
-
Структурный и генетический аспекты анализа личности.
-
Предварительные представления о структуре личности.
-
Личность как "система мотивов".
-
Личность как "самосознание".
-
Личность как способность к творческой самореализации.
-
Личность как способность к нравственными деяниям.
-
Междисциплинарный статус проблемы личности.
-
Личность как социокультурный феномен.
-
Этапы становления личности по А.Н.Леонтьеву.
-
Проблема структуры личности.
-
Психологические образования личности.
-
Принципы анализа "по элементам" и "по единицам" как общие принципы структурирования психических образований.
-
Выделение единиц как способ анализа структуры личности.
-
Черта как элемент строения личности.
-
Факторный подход к структуре личности.
-
"Факторный профиль" как единица строения личности (Р.Кеттел, Н.Айзенк, Д.Гилфорд).
-
Личностный конструкт как элемент структуры личности (Г.Келли, Ф.Франселла, Д.Баннистер).
-
Влечение как элемент анализа строения личности (психоаналитическая
ориентация).
-
Диспозиция как элемент анализа строения личности.
-
Персоналистический подход Э.Шпрангера.
-
Структура личности в теории установки (школа Д.Н.Узнадзе).
-
Отношение как элемент строения личности.
-
Структура личности в концепции А.Ф.Лазурского.
-
Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.
-
Деятельность как элемент строения личности.
-
Параметры структуры личности в концепции А.Н.Леонтьева: широта
жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль
системы деятельностей (мотивов).
Тема 4. Проблема развития личности
и его периодизации
-
Понятие роста, формирования и развития.
-
Развитие как спонтанный процесс.
-
Движущие силы развития личности.
-
Исторические аспекты проблемы развития личности.
-
Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.
-
Категория времени и ее значение для психологии личности.
-
Биогенетическая и социогенетическая ориентация в поиске
движущих сил и механизмов развития личности.
-
Двухфакторные концепции.
-
Гетерохронность развития человека.
-
Противоречия в развитии человека как организма, индивида и личности.
-
Биологическая, психологическая и социальная зрелость.
-
Понятие жизненного пути личности.
-
Проблема периодизации развития личности.
-
Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности.
-
Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж.Пиаже, Л.Колберг).
-
Психодинамическая ориентация.
-
Представление об этапах психосексуального развития в
психоанализе З.Фрейда.
-
Эпигенетическая периодизация Э.Эриксона.
-
Периодизация развития личности в работах отечественных психологов
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин, В.И.Слободчиков).
-
Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
Тема 5. Методы и методики исследования личности
-
Методы и методики исследования личности.
-
Наблюдение и эксперимент как фундаментальные научные методы.
-
Специфика изучения личности.
-
Поступок как исходная реальность объективного анализа личности.
-
Составные детерминанты поступка: цель, познавательные средства ее достижения, волевое усилие, мотивация.
-
Личностный смысл и смысловое образование.
-
"Вербальный акт" и "реальный" поступок.
-
Методы экспериментального анализа смыслового образования: прямые (основанные на реальных поступках) и проективные (основанные на вербальном материале).
-
Возникновение прямых методов исследования личности в опытах
К.Левина и его сотрудников.
-
Опросники, интервью, тесты представлений о себе.
-
Принцип проекции и основные виды проективных методик: метод
чернильных пятен Роршаха, TAT, проективные опросники, графические
методики.
-
Методы формирования смысловых образований личности.
-
Понятие стиля общения.
-
"Внешняя" и "внутренняя" мотивация поступка.
-
Награды и наказания как основные способы изменениями "внешней" мотивации.
-
Самооценка и эмпатия как формы "внутренней" мотивации.
-
Альтруистический стиль общения как способ создания условий для
саморазвития внутренней мотивации.
-
Воспитание как способ развития личности.
Тема 6. Психология темперамента
-
Понятие о темпераменте.
-
Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
-
Краткая история учений о темпераменте.
-
Типы темперамента и их проявления.
-
Классические теории темперамента.
-
Физиологическая и психологическая линия исследования
темперамента.
-
Учение о свойствах (типах) нервной системы И.П.Павлова.
-
Современные трактовки темперамента.
-
Современные представления о типах высшей нервной деятельности
человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности.
-
Исследования Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, Я.Стреляу.
-
Системный подход в работах В.М.Русалова.
Тема 7. Психология способностей
-
Понятие о способностях.
-
Проблема происхождения способностей.
-
Наследуемость и формирование способностей.
-
Задатки как природные предпосылки развития способностей.
-
Психологическая характеристика способностей.
-
Общие и специальные способности (Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов).
-
Структура способностей.
-
Уровни развития способностей.
-
Талантливость, одаренность, гениальность.
-
Концепция В.П.Эфроимсона.
-
Способности, творчество, личность.
-
Творчество как усиление себя (Ф.Баррон, Н.Роджерс).
-
Измерение способностей.
-
Тесты способностей и тесты достижений.
Тема 8. Психология характера
-
Понятие о характере.
-
Характер, темперамент, личность.
-
Природные и социальные предпосылки характера.
-
Структура характера.
-
Исторические аспекты учения о типах характера.
-
Идеи Платона, Теофраста, физиогномические системы, френология, хиромантия, графология как предшественники научных знаний о характере.
-
Появление первых научных исследований характера (И.Азам, Б.Перэ,
П.Ф.Лесгафт, В.Штерн, Ф.Полан, Т.Рибо и др.).
-
Формирование теоретических направлений в анализе характера; построение
первых типологий характеров.
-
Аналитический подход к типологии характеров (А.Ф.Лазурский).
-
Научная преемственность и современное состояние проблемы характерологических различий в прикладной психологии.
Тема 9. Типологические модели характера
-
Типологические модели индивидуальных характеров.
-
Типологическая модель К.-Г.Юнга.
-
Понятие о личностных установках и функциях.
-
Работа К.-Г.Юнга "Психологические типы".
-
Типология А.Лоуэна.
-
Типология Э.Кречмера.
-
Работа Э.Кречмера "Строение тела и характер".
-
Типология У.Шелдона.
-
Антропоскопический метод.
-
Типологические модели социальных характеров.
-
Идеи Э.Фромма о "социальном характере", об ориентациях характера.
-
Типология характеров Э.Фромма.
-
Типология Э.Шостром.
-
Изыскания в области русского национального характера.
-
Типология Б.С.Братуся.
-
Идеи И.А.Акчурина.
Тема 10. Клинический подход в изучении характера
-
Клинический подход к изучению индивидуального характера.
-
Нормальные, акцентуированные и психопатические характеры.
-
Проблема нормального характера.
-
Понятие о психопатии.
-
"Ядерная", органическая, "краевая" ("нажитая") формы психопатий.
-
Виды психопатий.
-
Критерии и систематика психопатических характеров по П.Б.Ганнушкину и О.В.Кербикову.
-
Акцентуации характера.
-
Акцентуированная черта как основа классификации
характеров в концепции К.Леонгарда.
-
Типология характеров в работах А.Е.Личко.
Тема 11. Личность: самосознание, "Я",
"Я-концепция", образ "Я" (картина "Я")
-
Самосознание человека.
-
Сознание и самосознание.
-
В.Джеймс о трехкомпонентной структуре "Я".
-
"Я" как единица личности в теориях "личности как самосознания".
-
"Я" ("Я-идентичность").
-
"Образ (картина) Я" ("Я-концепция").
-
Функции "Я-концепции".
-
Составляющие "Я-концепции".
-
Самооценка и уровень притязаний личности.
-
Самооценка и самоотношение.
-
Уровень притязаний личности.
-
Генезис индивидуального самосознания.
-
Проблема рефлексии.
Тема 12. "Я" как социокультурный феномен
-
"Я" как социокультурный и исторический феномен.
-
Архаическая личность и её характерные черты.
-
Античная личность.
-
Появление интереса к личности и индивидуальности в истории человечества.
-
Развитие индивидуального самосознания.
-
Средневековая личность.
-
Личность эпохи Возрождения.
-
Личность нового времени.
-
Личность XVIII века.
-
Личность XIX века.
-
Современная личность.
-
Этнокультурные аспекты понимания личности.
Тема 13. Защитные механизмы личности
-
Понятие о психологической защите.
-
Механизмы психологической защиты личности в психоанализе З.Фрейда.
-
А.Фрейд: теоретический контекст анализа проблем психологической защиты.
-
Современное состояние проблемы психологической защиты.
-
Анализ психологической защиты в отечественной психологии.
-
Исследования защит (В.С.Роттенберг, Ф.Е.Василюк,
Б.В.Зейгарник, В.К.Мягер, Е.Т.Соколова, Р.М.Рановская и др.).
-
Системная концепция психологической защиты как средства социально-психической адаптации (Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).
Тема 14. Субъективность личности
-
Понятие субъективности человека.
-
Субъект как творец собственной жизни, как распорядитель своих душевных и телесных способностей.
-
Философско-психологический анализ субъективности и её становления.
-
Культура и субъективность.
-
Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.
-
Становление субъективности в онтогенезе.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -- М.: 1977.
-
Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. //
Избр. психол. труды. -- Т. 2. -- М.: Педагогика, 1980.
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. //
Избр. психол. труды. -- Т. 1. -- М.: Педагогика, 1980.
-
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. --
М.: Академия, 2001.
-
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. -- М.: МГУ, 1986.
-
Асмолов А.Г. Психология личности. -- М.: МГУ, 1990.
-
Биологическое и социальное в развитии человека. /
Отв. ред. Б.Ф.Ломов. -- М.: 1977.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -- М.: МГУ, 1988.
-
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся:
Очерки российской психологии. -- М.: Тривола, 1994.
-
Кон И.С. Открытие "Я". -- М.: Политиздат, 1978.
-
Кон И.С. В поисках себя. -- М.: Политиздат, 1984.
-
Леонгард К. Акцентуированные личности. -- Киев: Вища школа, 1981.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М.: Политиздат, 1975.
-
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. --
Л.: Медицина, 1977.
-
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию
личности. -- М.: Просвещение, 1985.
-
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. --
М.: Педагогика, 1986.
-
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. -- М.: Изд-во "Институт
практической психологии", Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1996.
-
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности
в психологии. -- М.: МГУ, 1981.
-
Общая психодиагностика. / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. --
М.: МГУ, 1987.
-
Психология индивидуальных различий. Тексты. /
Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. -- М.: МГУ, 1982.
-
Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. --
М.: МГУ, 1982.
-
Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. --
М.: Педагогика, 1987.
-
Психология формирования и развития личности. / Отв. ред. Л.И.Анцыферова. --
М.: 1981.
-
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
и современная психология. Учебное пособие. -- М.: МГУ, 1986.
-
Развитие и диагностика способностей. /
Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. -- М.: Наука, 1991.
-
Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты:
Генезис, функционирование, диагностика. -- Мытищи: Талант, 1990.
-
Рубинштейн С.Л. Человек и Мир. // Вопросы философии. -- 1993.
-
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. --
М.: 1979.
-
Столин В.В. Самосознание личности. -- М.: МГУ, 1983.
-
Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь
к изучению индивидуально-психологических различий. //
Избр. труды. -- Т. 2. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Теплов Б.М. Способности и одаренность. //
Избр. труды в 2-х тт. -- Т. 1. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Человек: образ и сущность. -- М.: Политиздат, 1991.
Дополнительная литература
-
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. --
М.: Наука, 1980.
-
Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. --
Л.: ЛГУ, 1977.
-
Акчурин И.А. Типология и идентификация личности. //
Вопросы философии. -- 1994. -- N 5.
-
Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. //
Избр. психол. труды. -- Т. 2. -- М.: Педагогика, 1980.
-
Апраушев А.В. Стать человеком. -- М.: 1992.
-
Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. --
М.: Наука, 1977.
-
Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. --
М.: МГУ, 1996.
-
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. --
М.: МГУ, 1984.
-
Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя //
Вопросы психологии, 1990. -- N 2.
-
Бернс Р. Развитие "Я"-концепции и воспитание. -- М.: Прогресс, 1986.
-
Братусь Б.С. Аномалии личности. -- М.: Мысль, 1988.
-
Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. -- М.: 1994.
-
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. -- М.: 1994.
-
Бубер М. Я и Ты. -- М.: Высшая школа, 1993.
-
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г.
Возрастно-психологическое консультирование:
Проблемы психического развития детей. -- М.: МГУ, 1990.
-
Василюк Ф.Е. Психология переживания. -- М.: МГУ, 1984.
-
Ватин И.В. Человеческая субъективность. --
Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1984.
-
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //
Собр. соч. -- Т. 3. -- М.: Педагогика, 1983.
-
Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. --
Новосибирск, 1989.
-
Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия.
Минск: Белорусский Фонд Сороса, "Армита-Маркетинг, менеджмент", 1997.
-
Демин М.В. Проблемы теории личности. -- М.: МГУ, 1977.
-
Диагностика профессиональных и познавательных способностей. /
Отв. ред. В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин. -- М., 1988.
-
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. -- М.: Изд-во МГУ, ЧеРо, 1996.
-
Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. --
М.: Политиздат, 1984.
-
Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. --
М.: 1983.
-
Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования
и жизненный смысл. -- М.: 1977.
-
Кречмер Э. Строение тела и характер. -- М.: 1995.
-
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -- М.: 1995.
-
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. --
М.: Прогресс-Универс, 1993.
-
Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека. -- М.: Политиздат, 1982.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -- М.: Педагогика, 1971.
-
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -- М.: Знание, 1984.
-
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -- М.: Смысл, 1997.
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -- М.: МГУ, 1972.
-
Личность: определение и описание // Вопросы психологии, 1992. --
N 3-4.
-
Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. -- М.: 1996.
-
Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. -- М.: Просвещение, 1964.
-
Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. --
М.: РГГУ, 1994.
-
Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. --
М.: Просвещение, 1966.
-
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных
различий. -- М.: 1976.
-
О человеческом в человеке. /
Под общ. ред. И.Т.Фролова. -- М.: Политиздат, 1991.
-
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -- М.: Политиздат, 1982.
-
Петровский В.А. Личность в психологии. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
-
Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. -- М.: 1993.
-
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. --
М.: Российский открытый университет, ТОО "Горбунок", 1992.
-
Проблемы рефлексии. / Под ред. И.С.Ладенко. -- Новосибирск: Наука, 1987.
-
Психологическая диагностика: Проблемы и методы. /
Под ред. К.М.Гуревича. -- М.: Педагогика, 1981.
-
Психологические проблемы личности. / Отв. ред. Е.В.Шорохова. -- М.: 1982.
-
Психология и психоанализ характера.
Хрестоматия по психологии и типологии характеров. --
Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1997.
-
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. --
1990. -- N 1.
-
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. -- М.: 1994.
-
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /
Под ред. И.В.Равич-Щербо. -- М.: Педагогика, 1988.
-
Рубинштейн С.Л. Направленность личности.// Хрестоматия по психологии /
Под ред. А.В.Петровского. -- М.: Просвещение, 1987. -- С. 152-154.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. --
Т. 1. -- М.: Педагогика, 1989.
-
Семке В.Я. Умейте властвовать собой,
или Беседы о здоровой и больной личности. -- Новосибирск: Наука, 1991.
-
Скворцов Л.В. Культура самосознания.
Человек в поисках истины своего бытия. -- М.: Политиздат, 1989.
-
Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /
Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. -- М.: МГУ, 1984.
-
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -- М.: МГУ, 1980.
-
Соловьев Э.Ю. Индивид, индивидуальность, личность. //
Введение в философию. -- М.: 1989.
-
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -- М.: Прогресс, 1982.
-
Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы
как путь к изучению индивидуально-психологических различий. //
Избр. труды. -- Т. II. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -- М.: Наука, 1987.
-
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -- М.: 1966.
-
Франкл В. Человек в поисках смысла. -- М.: Прогресс, 1990.
-
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. --
М.: Прогресс, 1987.
-
Харрис Т.А. Я хороший, Ты хороший. -- М.: Соль, 1993.
-
Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. -- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
-
Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. -- Тбилиси: Мерани, 1991.
-
Фромм Э. Бегство от свободы. -- М.: Прогресс, 1990.
-
Фромм Э. Душа человека. -- М.: Республика, 1992.
-
Фромм Э. Иметь или быть? -- М.: Прогресс, 1990.
-
Фромм Э. Человек для себя. -- М.: Прогресс, 1992.
-
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. --
М.: Прогресс-Универс, 1993.
-
Хорни К. Самоанализ. -- М.: 1993.
-
Хрестоматия по гуманистической психотерапии. / Сост. М.Папуш. --
М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1995.
-
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -- СПб.: Питер, 1997.
-
Человек в системе наук. / Отв. ред. И.Т.Фролов. -- М.: 1989.
-
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. -- СПб.: Талисман, 1995.
-
Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. -- М.: 1991.
-
Юнг К.Г. Психологические типы. -- М.: Алфавит, 1992.
-
Юнг К.Г. Человек и его символы. -- СПб: Б.С.К., 1996.
На главную страницу