Программа курса Е.Е.Сапоговой
"Психология развития и возрастная психология"
(2003)
Направление подготовки: 521000 -- "Психология"
Специальность: 020400 -- "Психология"
Содержание дисциплины
Тема 1. Психология развития
и возрастная психология как наука:
предмет, задачи, методы
-
Психология развития и возрастная психология.
-
Понятие развития.
-
Предмет психологии развития.
-
Структура (разделы) психологии развития.
-
Научные и прикладные задачи психологии развития.
-
Связи психологии развития с другими науками.
-
Методы психологии развития.
Тема 2. Основные (классические)
понятия психологии развития и возрастной психологии
-
Основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
-
Рост.
-
Созревание.
-
Дифференциация.
-
Научение.
-
Запечатление.
-
Социализация.
Тема 3. Проблема возраста в психологии развития
-
Проблема возраста в психологии развития.
-
Неравномерность и гетерохронность развития.
-
Понятие возраста.
-
Абсолютный и условный возраст.
-
Системы отсчёта, описывающие человеческий возраст.
-
Индивидуальное развитие.
-
Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества.
-
Возрастной символизм.
Тема 4. Проблема периодизации развития
-
Понятие периодизации развития.
-
Анализ вариантов "классических периодизаций"
развития в работе Л.С.Выготского "Проблема возраста".
-
Периодизации, построенные по аналогии
со ступенчатообразным построением других процессов развития
(биологических, исторических, педагогических и др.).
-
Периодизации, построенные на одном или нескольких признаках развития.
-
Периодизации, связанные с выделением существенных признаков
самого психического развития.
-
Идеи Л.С.Выготского о построении периодизации развития.
-
Современные подходы к периодизации психического развития человека.
-
Периодизация Э.Эриксона.
-
Периодизация В.И.Слободчикова.
Тема 5. Историография возрастного развития
-
Попытки осмысления развития в историко-культурной ретроспективе:
проблема историография развития.
-
Идеи Ф.Арьеса об историографии развития.
-
"Психогенная теория истории" Ллойда Демоза.
Тема 6. История психологии развития
(возрастной психологии)
-
Описательный (донаучный) этап в становлении психологии развития.
-
Появление в истории идеи развития.
-
Дифференциация возрастных этапов в связи с потребностями практики обучения.
-
Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики.
-
Предпосылки становления психологии развития и возрастной психологии.
-
Работа В.Прейера "Душа ребёнка".
-
Идеи С.Холла и А.Бине.
-
Работы К.Гросса.
-
Работы В.Штерна.
-
Развитие психологии развития в России.
Тема 7. Научно-теоретические направления
в психологии развития
-
Понятия направления, теории, модели в науке.
-
Критерии оценки теорий развития.
-
Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений "субъект-среда".
-
Научно-теоретические направления в психологии развития.
Тема 8. Эндогенное направление в психологии развития
-
Общая характеристика теорий эндогенного направления.
-
Ранние теории созревания.
-
Теория трех ступеней развития К.Бюлера.
-
Ортогенетическая концепция Х.Вернера.
-
Теория развития А.Буземана.
-
Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции).
-
Нормативный подход к исследованию развития (теории А.Гезелла, Л.Термена).
-
Теория конвергенции двух факторов развития В.Штерна.
Тема 9. Экзогенное направление в психологии развития
-
Общая характеристика теорий экзогенного направления.
-
Ранние бихевиористические трактовки.
-
Взгляды Б.Скиннера.
-
Теория развития С.Бижу и Д.Баера.
-
Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса).
Тема 10. Классический психоанализ и детство:
З.Фрейд, А.Фрейд
-
Классический психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий
развития.
-
Формирование детского психоанализа. Развитие концепции
З.Фрейда в работах А.Фрейд.
Тема 11. Психоаналитическое направление:
теория психосоциального развития Э.Эриксона
-
Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.
-
Характеристика стадий развития, выделенных Э.Эриксоном.
Тема 12. Когнитивное направление:
Ж.Пиаже и женевская школа психологии
-
Ж.Пиаже и концепция генетической эпистемологии.
-
Экспериментальные исследования детского мышления.
-
Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.
-
Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже.
Тема 13. Когнитивное направление:
теория морального развития Л.Колберга,
теория развития умений К.Фишера, теории Р.Кейза, Д.Клаара
-
Теория морального развития Л.Колберга.
-
Теория развития умений К.Фишера.
-
Развитие как решение задач: Р.Кейз.
-
Моделирование когнитивного развития: Д.Клаар.
Тема 14. Проблемы социализации детей
в изменяющемся мире
-
Социализация и воспитание.
-
Социализация детей в изменяющемся мире.
-
Материнство и отцовство как элементы социализации.
Тема 15. Направление социализации:
Л.С.Выготский и его школа
(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина);
теория А.Валлона
-
Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского.
-
Школа Л.С.Выготского.
-
Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н.Леонтьева.
-
Концепция Д.Б.Эльконина.
-
Теория развития личности Л.И.Божович.
-
Модель развития общения М.И.Лисиной.
-
Теория развития психики А.Валлона.
Тема 16. Новые направления в психологии развития:
социально-экологическое направление, направление саморазвития,
системное направление в психологии развития
-
Социально-экологическое направление в психологии развития.
-
Экопсихологическая теория У.Бронфенбреннера.
-
Антиравновесная теория развития К.Ф.Ригеля.
-
Теория персонализации А.В.Петровского.
-
Направление саморазвития: развитие через деятельность
(Р.Лернер, личностный контроль развития).
-
Системное направление.
-
Новые концепции в отечественной психологии развития (Б.Д.Эльконин).
Тема 17. Феномен детства
-
Детство как историческая категория.
-
Феномен человеческого детства.
-
Продолжительность современного человеческого детства.
-
Проблема границ детства.
-
Парадоксы детства.
Тема 18. Пренатальный период и рождение
-
Пренатальное развитие.
-
Психологический аспект рождения.
-
Проблема психологической родовой травмы и базового доверия
ребенка к миру.
Тема 19. Новорождённость
-
Общепсихологическая характеристика новорожденности.
-
Новорожденность как критический период.
-
Границы возраста.
-
Психофизические особенности новорожденности.
-
Рефлексы и их значение.
-
Центральное новообразование возраста.
-
Другие новообразования новорожденности.
-
Особенности психической жизни новорожденного.
-
Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребенком.
Тема 20. Период младенчества
-
Общепсихологическая характеристика младенчества.
-
Границы возраста.
-
Кризис первого года жизни.
-
Социальная ситуация развития.
-
"Комплекс оживления" и его значение.
-
Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве.
-
Основное психологическое новообразование младенческого возраста.
-
Развитие форм общения младенца.
-
Госпитализм.
-
Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
-
Кризис первого года жизни.
-
Особенности эмоциональной жизни младенца.
Тема 21. Период раннего детства
-
Общепсихологическая характеристика периода раннего детства.
-
Социальная ситуация развития в раннем детстве.
-
Основные новообразования раннего детства.
-
Кризис трех лет.
-
Передвижение ребенка в пространстве.
-
Психологическое значение овладения прямохождением.
-
Формирование предметной деятельности.
-
Развитие речи и активного говорения.
-
Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребенка в раннем детстве.
-
Формирование знаковой функции сознания в раннем детстве и появление игровых и графических действий.
-
Развитие общения с детьми и взрослыми.
-
Становление элементов самосознания.
-
Развитие эмоциональной сфера ребёнка в раннем возрасте.
-
Формирование элементов нравственного поведения.
Тема 22. Дошкольный возраст
-
Дошкольный возраст и его границы.
-
Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства.
-
Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
-
Другие виды деятельности дошкольника.
-
Рисование и его психологические особенности.
-
Конструирование в дошкольном возрасте.
-
Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.
-
Характеристики общения дошкольника со взрослым.
-
Стили общения взрослого с ребёнком.
-
Общение дошкольника со сверстниками.
-
Комплексы (варианты) общения со сверстниками.
-
Становление детской субкультуры.
-
Становление личности в дошкольном возрасте.
-
Особенности эмоциональной жизни дошкольника.
-
Психосексуальная идентификация.
-
Истоки детской индивидуальности.
-
Темперамент как характеристика дошкольника.
-
Появление акцентуированных характеров в дошкольном возрасте.
-
Развитие способностей в дошкольном возрасте.
-
Познавательное развитие дошкольника.
-
Развитие восприятия и мышления ребёнка.
-
Развитие внимания и опосредствованного поведения.
-
Развитие памяти.
-
Развитие воображения и креативных возможностей ребёнка.
-
Развитие знаково-символической функции.
-
Становление элементов учебной деятельности.
-
Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины
появления, особенности протекания, строение, психологическое значение.
-
Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе.
-
Структура психологической готовности к обучению.
-
Психофизиологические параметры готовности к школе.
Тема 23. Психологические особенности
младшего школьного возраста
-
Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
-
Становление мотивации к обучению и формирование учебной
деятельности как ведущей.
-
Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в
младшем школьном возрасте.
-
Развитие личности младшего школьника.
-
Формирование мотивационно-потребностной сферы.
-
Особенности развития эмоционально-волевой сферы.
-
Начальные формы рефлексии.
-
Формирование самооценки.
-
Особенности нравственного развития.
-
Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с
учителем и сверстниками.
Тема 24. Отрочество (подростковый возраст)
-
Общепсихологическая характеристика отрочества.
-
Исследования отрочества в психологии.
-
Диалектика "детского" и "взрослого" в отрочестве.
-
Границы возраста.
-
Подростковый кризис.
-
Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
-
Общение со взрослыми и сверстниками.
-
Развитие познавательной сферы.
-
Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов.
-
Особенности личности подростка.
-
Виды взрослости.
-
Становление самосознания.
-
Психосексуальное развитие.
-
Становление идентичности.
Тема 25. Юношеский возраст
-
Юность в контексте жизненного пути личности.
-
Психологические трактовки юности.
-
Границы возраста.
-
Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
-
Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
-
Эмоциональное развитие в юношестве.
-
Особенности развития личности в юношеском возрасте.
-
Формирование устойчивого самосознания и образа "Я".
-
Осознание себя во времени.
-
Проблема юношеского кризиса.
-
Социальная активность в юношестве.
-
Юношеский мир и мир взрослых.
-
Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.
Тема 26. Молодость
-
Молодость как социально-историческая категория.
-
Границы возраста.
-
Кризис молодости.
-
Развитие личности в молодости.
-
Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций.
-
Становление индивидуального жизненного стиля.
-
Социальная активность в молодости.
-
Человек для самого себя и для других.
-
Любовь, брак, создание семьи в молодости.
-
Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.
Тема 27. Взрослость (зрелость)
-
Общепсихологическая характеристика взрослости.
-
Границы возраста.
-
Проблемы переходов от возраста к возрасту.
-
Акмеология.
-
Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной
деятельности.
-
Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности
в зрелости.
Тема 28. Старение и старость
-
Общая характеристика периода старения и старости.
-
Границы и стадии возраста.
-
Биологические аспекты геронтогенеза.
-
Психологическое переживание старения и старости.
-
Изменения в функционировании психических функций в старости.
-
Изменение структуры социальной активности в старости.
-
Особенности эмоциональная сферы в старости.
-
Особенности личности пожилого (старого) человека.
-
Личностные новообразования в старости.
-
Изменения в структуре мотивации в старческом возрасте.
-
Изменения временной перспективы в старости.
Тема 29. Смерть как кризис
индивидуального существования
-
Феномен смерти.
-
Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания.
-
Проблема "жизни после жизни".
-
Смерть как кризис индивидуальной жизни.
-
Основные показатели смерти.
-
Этические аспекты эвтаназии.
-
Психологические аспекты умирания.
-
Танатотерапия.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
-
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. --
М.: Просвещение, 1989.
-
Выготский Л.С. Кризис первого года жизни //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 4. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Кризис трех лет //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 4. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Кризис семи лет //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 4.-- М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Младенческий возраст //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 4. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Мышление и речь //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 2. -- М.: Педагогика, 1982.
-
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т.6. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. -- М.: Педагогика, 1991.
-
Выготский Л.С. Проблема возраста //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 4. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Выготский Л.С. Раннее детство //
Собр. соч.: В 6-ти тт. -- Т. 4. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000.
-
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка //
Проблемы развития психики. -- М.: 1981.
-
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры //
Проблемы развития психики. -- М.: МГУ, 1981.
-
Марцинковская Т.Д. История детской психологии. -- М.: Владос, 1998.
-
Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. --
М.: Тривола, 1995.
-
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект-Пресс, 2001.
-
Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //
Вопросы психологии. -- 1991. -- N 2.
-
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира
человека // Вопросы психологии. -- 1986. -- N 6.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.
Развитие субъективной реальности в онтогенезе. -- М.: Школьная Пресса, 2000.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. -- М.: Школа-Пресс, 1995.
-
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. -- М.: Тривола, 1994.
-
Эльконин Д.Б. Детская психология. -- М.: 1960-2002, любое издание.
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -- М.: Педагогика, 1989.
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. -- М.: Педагогика, 1978.
-
Эриксон Э. Детство и общество. -- СПб: Ленато, АСТ,
Фонд "Университетская книга", 1996.
-
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -- М.: Прогресс, 1996.
Дополнительная литература
-
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. --
М.: Наука, 1980.
-
Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. -- М.: 1977.
-
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -- М.: Мысль, 1991.
-
Аверин В.А. Психология детей и подростков. -- СПб.: 1994.
-
Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. -- Л.: ЛГУ, 1965.
-
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. --
Л.: ЛГУ, 1974.
-
Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. -- М.: 1973.
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -- М.: Наука, 1977.
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -- Л.: 1969.
-
Аргайл М. Психология счастья.- М.: Прогресс, 1990.
-
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации //
Возрастная физиология. Руководство по физиологии. -- Л.: Наука, 1975.
-
Арьес Ф. Века детства. -- Обнинск, 1993
(или Журнал практического психолога, 1997. -- N 1).
-
Арьес Ф. Возрасты жизни. // Философия и методология истории. -- М.: 1977.
-
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. --
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.
-
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. --
М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
-
Баглай Е.Б. Формирование представлений о причинах индивидуального
развития. -- М.: Наука, 1974.
-
Балахонов А.В. Ошибки развития. -- Л.: ЛГУ, 1990.
-
Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. -- М.: Просвещение, 1991.
-
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. -- М.: Прогресс, 1985.
-
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. --
СПб.: Изд-во международного фонда истории науки, 1991.
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -- М.: Прогресс, 1986.
-
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. -- М.: КСП, 1996.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. --
М.: Просвещение, 1968.
-
Бочаров В.В. Антропология возраста. -- СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.
-
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве:
Норма и отклонения. -- М.: Педагогика, 1990.
-
Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. --
М.: Знание, 1991.
-
Бубер М. Я и Ты. -- М.: Высшая школа, 1993.
-
Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Бурльер Ф.А. Старение и старость. -- М.: Мир, 1962.
-
Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И.
Современная американская психология развития. -- М.: МГУ, 1986.
-
Валлон А. От действия к мысли. -- М.: Просвещение, 1957.
-
Валлон А. Психическое развитие ребенка. -- М.: Просвещение, 1968.
-
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.
Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. --
М.: Просвещение, 1987.
-
Внешняя среда и психическое развитие ребенка /
Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. --
М.: Медицина, 1984.
-
Возрастные особенности учащихся и их учет в организации
учебно-воспитательного процесса /
Под ред. В.В.Давыдова, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина. --
М.: Педагогика, 1975.
-
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /
Под ред. Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1967.
-
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения:
Обезьяна. Примитив. Ребенок. -- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
-
Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. -- М.: 1984.
-
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. --
М.: Педагогика, 1992.
-
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н.
Актуальные проблемы возрастной психологии. -- М.: МГУ, 1978.
-
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М.
Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. --
М.: Педагогика, 1995.
-
Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. -- Л.: Медицина, 1991.
-
Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности. --
Киев: Наукова думка, 1984.
-
Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и
коррекция его неблагоприятных вариантов. -- М.: 1989.
-
Грмек М.Д. Геронтология -- учение о старости и долголетии. --
М.: Наука, 1964.
-
Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. --
М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
-
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. --
М.: 1988.
-
Гуревич П.С. Уйти, чтобы вернуться? //
Наука и религия. -- 1991. -- N 5. -- С. 25-28.
-
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. --
М.: НПО "Образование", 1996.
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -- М.: Педагогика, 1986.
-
Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. --
Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1997.
-
Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. /
К.С.Лебединская, О.С.Никольская и др. -- М.: 1989.
-
Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе. -- М.: Прогресс, 1987.
-
Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А.Репиной. --
М.: 1987.
-
Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. -- М.: Педагогика, 1986.
-
Диагностика умственного развития дошкольников /
Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -- М.: Педагогика, 1978.
-
Дольто Ф. На стороне ребенка. -- СПб.: Петербург-XXI век, 1997.
-
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. --
М.: Педагогика, 1975.
-
Енджеевский М. Тусовка. -- М.: Прогресс, 1990.
-
Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. -- М.: 1987.
-
Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). -- Киев: 1985.
-
Жизнь земная и последующая / Сост. П.С.Гуревич, С.Я.Левит. --
М.: Политиздат, 1991.
-
Жизнь после смерти / Сост. П.С.Гуревич. -- М.: Московский рабочий, 1990.
-
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. -- М.: 1988.
-
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -- М.: 1984.
-
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -- В 2-х тт. --
М.: Педагогика, 1986.
-
Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий
психических травм. -- СПб.: Союз, 1998.
-
Зеньковский В.В. Психология детства. -- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
-
Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации //
Вопросы психологии. -- 1993. -- N 4.
-
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.
Очерки российской психологии. -- М.: Тривола, 1994.
-
Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. -- М.: Прогресс, 1990.
-
Изучение мотивации поведения детей и подростков /
Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. -- М.: Педагогика, 1972.
-
Изучение развития и поведения детей / Ред. Л.П.Липпситт, Ч.К.Спайкер. --
М.: Просвещение, 1966.
-
Индивидуальные варианты развития младших школьников /
Под ред. Л.В.Занкова, М.В.Зверевой. -- М.: 1973.
-
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. -- Л.: Медицина, 1988.
-
Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. --
Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986.
-
Исследование развития познавательной деятельности /
Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвер, П.Гринфилд. -- М.: Педагогика, 1971.
-
История зарубежной дошкольной педагогики. /
Сост. Н.Б.Мчелидзе и др. -- М.: Просвещение, 1986.
-
Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -- М.: Педагогика, 1991.
-
Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. --
М.: Новости, 1991.
-
Канунго М. Биохимия старения. -- М.: Мир, 1982.
-
Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. --
М.: Смысл, Академический проект, 1999.
-
Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития
в раннем детстве. -- Мн.: МГПИ им. М.Горького, 1993.
-
Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. -- Мн.: 1997.
-
Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. --
М.: Знание, 1983.
-
Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -- М.: 1978.
-
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. --
М.: Педагогика, 1991.
-
Клупт М.А. Время в жизни человека (демографический аспект). --
М.: Мысль, 1985.
-
Коган Л.Н. Человек и его судьба. -- М.: 1988.
-
Козлова Г.З. Возрастные группы в научном коллективе. -- М.: 1983.
-
Козлова С.И., Семенова Е., Демикова Н.С., Блинникова О.Е.
Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. --
Л.: Медицина, 1987.
-
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста. -- М.: Просвещение, 1988.
-
Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. //
Социологические исследования. -- 1978. -- N 3.
-
Кон И.С. В поисках себя. -- М.: Политиздат, 1984.
-
Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. -- М.: Политиздат, 1987.
-
Кон И.С. Открытие "Я". -- М.: Политиздат, 1978.
-
Кон И.С. Психология старшеклассника. -- М.: 1980.
-
Кон И.С. Психология юношеского возраста. -- М.: 1989
-
Кон И.С. Социологическая психология. --
М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
-
Кон И.С. Ребенок и общество. -- М.: Наука, 1988.
-
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. --
М.: Когито-Центр; изд-во "Институт психологии РАН", 1997.
-
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок:
Психологическая готовность к школе. -- М.: Знание, 1987.
-
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей
к обучению в школе. -- М.: Педагогика, 1991.
-
Краковский А.П. О подростках. -- М.: 1970.
-
Кудрявцев В.Т. Психология развития человека.
Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. --
Рига: Педагогический центр "ЭКСПЕРИМЕНТ", 1999.
-
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия
в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -- М.: Педагогика, 1971.
-
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной активности
учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности
личности как основа готовности к самообразованию. -- М.: Педагогика, 1977.
-
Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! -- М.: Мир, 1972.
-
Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н.Е.Покровский. --
М.: Прогресс, 1989.
-
Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. -- М.: Ретекс, 1991.
-
Лаврин А.П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. --
М.: Московский рабочий, 1993.
-
Ламонт К. Иллюзия бессмертия. -- М.: Политиздат, 1984.
-
Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. --
Прага: Авиценум, 1984.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -- М.: Педагогика, 1971.
-
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. --
В 2-х тт. -- М.: Педагогика, 1983.
-
Лешли Дж. Работать с маленькими детьми:
поощрять их развитие и решать их проблемы. -- М.: Педагогика, 1991.
-
Ливехуд Б. Кризисы жизни -- шансы жизни. Калуга: 1994.
-
Липкина А.И. Самооценка школьника. -- М.: 1976.
-
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. -- М.: Педагогика, 1986.
-
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. --
Кишинев: Штиинца, 1983.
-
Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. -- Л.: ЛГУ, 1974.
-
Лич П. Ребенок от рождения до пяти лет. --
М.: Педагогика, 1985 (СПб.: Лениздат, 1993).
-
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. --
Л.: Медицина, 1977.
-
Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. /
Ред.-сост. В.С.Мухина. -- М.: Просвещение, 1991.
-
Лукоянов Е.Ю. Если вашему ребенку трудно учиться. -- М.: Знание, 1980.
-
Лупан С. Поверь в свое дитя. -- М.: Эллис Лак, 1993.
-
Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. -- М.: Медицина, 1992.
-
Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. --
М.: Педагогика, 1974.
-
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. --
М.: Педагогика, 1983.
-
Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. --
М.: 1987.
-
Матейчек З. Родители и дети. -- М.: Просвещение, 1992.
-
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -- М.: 1984.
-
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. --
М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1996.
-
Мид М. Культура и мир детства. -- М.: Наука, 1988.
-
Миллер С. Психология игры. -- М.: Университетская книга, 1999.
-
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой. --
М.: Педагогика, 1988.
-
Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г.Хрипковой. -- М.: Педагогика, 1989.
-
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности
в психологии. -- М.: МГУ, 1981.
-
Моуди Р. Жизнь после жизни. -- Москва-Рига, 1991.
-
Мудрик А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. --
М.: 1977.
-
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. --
СПб.: СПбГУ, 1999.
-
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка
как форма усвоения социального опыта. -- М.: Педагогика, 1981.
-
Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -- М.: Просвещение, 1986.
-
Нарциссов Р.П. О материнстве. -- Пущино, 1985.
-
Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. -- М.: 1984.
-
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. -- М.: Наука, 1981.
-
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.- М.: Педагогика, 1992.
-
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. -- М.: МГУ, 1981.
-
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -- М.: МГУ, 1972.
-
Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми /
Под ред. М.И.Лисиной. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Общение и формирование личности школьника /
Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского. -- М.: 1987.
-
Одаренные дети. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. --
М.: Прогресс, 1991.
-
Основы геронтологии / Под ред. А.Бинэ и Ф.Бурльера. -- М.: Медгиз, 1960.
-
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. /
Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. -- М.: Педагогика, 1988.
-
Особенности обучения и психического развития школьников
13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. -- М.: Педагогика, 1988.
-
Первый год жизни вашего ребенка. / Сост. Л.Ф.Островская. --
М.: Педагогика, 1983.
-
Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий
в развитии интеллекта детей. -- М.: Педагогика, 1991.
-
Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. -- М.: 1981.
-
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -- М.: 1969.
-
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -- М.: Педагогика, 1977.
-
Покровская Т.И., Нарицына Р.М. Сомато-психическое развитие
детей в зависимости от антенатального периода. -- Л.: Медицина, 1978.
-
Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В.Я.Пилиповского. --
М.: Прогресс, 1992.
-
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. --
М.: Сфера, 1997.
-
Проблема человека в западной философии. -- М.: Прогресс, 1988.
-
Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект. /
Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. -- М.: 1987.
-
Проблемы постнатального сомато-психического развития /
Под ред. Г.К.Ушакова, Г.Гёльнитца, Г.Эггерса. -- М.: Медицина, 1974.
-
Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное
психологическое исследование / Под ред. В.В.Давыдова. --
М.: Педагогика, 1990.
-
Психологические проблемы юности // Под ред. А.В.Петровского. -- М.: 1969.
-
Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /
Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1964.
-
Психология личности и деятельности дошкольника /
Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1965.
-
Психология личности и образ жизни. / Отв. ред. Е.В.Шорохова. -- М.: 1987.
-
Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. --
М.: Педагогика, 1987.
-
Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. --
М.: Педагогика, 1987.
-
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
и современная психология. -- М.: МГУ, 1986.
-
Пэрну Л. Я воспитываю ребенка. -- СПб.: Лениздат, 1992.
-
Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. -- М.: Прогресс, 1987.
-
Развитие личности и деятельности дошкольника. /
Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -- М.: Просвещение, 1965.
-
Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А.Смирнова. --
М.: Педагогика, 1976.
-
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника /
Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. -- М.: Педагогика, 1985.
-
Развитие общения у дошкольников / Под ред. М.И.Лисиной, А.В.Запорожца. --
М.: Педагогика, 1974.
-
Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г.Рузской. --
М.: Педагогика 1989.
-
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /
Под ред. Л.А.Венгера. -- М.: Педагогика, 1986.
-
Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности /
Под ред. В.В.Давыдова. -- М.: 1983.
-
Развитие психофизиологических функций у взрослых людей /
Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. -- М.: Педагогика, 1972.
-
Развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. --
М.: Просвещение, 1968.
-
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста:
Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. --
М.: Педагогика, 1986.
-
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. --
СПб.: Питер, 1999.
-
Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. -- М.: Педагогика, 1983.
-
Раттер М. Помощь трудным детям. -- М.: Прогресс, 1987.
-
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст.
Проблемы становления личности. -- М.: Мир, 1994.
-
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы
детского сада. -- М.: Педагогика, 1988.
-
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального
развития личности ребенка. -- М.: Педагогика, 1988.
-
Рязанцев С. Философия смерти. -- СПб.: Спикс, 1994.
-
Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей
и подростков в контексте психологической службы /
Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: 1997.
-
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. -- Л.: ЛГУ, 1990.
-
Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста
// Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г.А.Урунтаева. --
М.: Академия, 1997.
-
Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. --
Тула: Приокское книжное издательство, 1992.
-
Сколько вам лет? Линия жизни глазами психолога. /
Под ред. А.А.Кроника. -- М.: Школа-Пресс, 1993.
-
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность:
становление культуры справедливости и воспитание совести. --
М.: Смысл, СПб.: Гармония, 1994.
-
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. --
М.: Просвещение, 1991.
-
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /
Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, А.Атанасовой-Вуковой. --
М.: Медицина, 1980.
-
Спиваковская А.С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. --
М.: Педагогика, 1986.
-
Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. --
СПб.: Алетейя, 2000.
-
Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.- Л.: 1981.
-
Столин В.В. Самосознание личности. -- М.: МГУ, 1983.
-
Субботский Е.В. Как рождается личность. -- М.: Знание, 1978.
-
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. -- М.: Просвещение, 1991.
-
Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. --
Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
-
Талызина Н.Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников. --
М.: Педагогика, 1988.
-
Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. --
СПб.: Алетейя, 2000.
-
Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста. //
Формирование личности в онтогенезе. -- М.: Педагогика, 1991.
-
Уайт Б. Первые три года жизни. -- М.: Педагогика, 1982.
-
Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду /
Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. -- М.: Педагогика, 1984.
-
Феномен долгожительства / Отв. ред. С.И.Брук. -- М.: 1982.
-
Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему.
Развитие ребенка и его отношений с окружающими. --
М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
-
Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. -- М.: Педагогика, 1978.
-
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. --
М.: Педагогика, 1989.
-
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. --
М.: Флинта, 1997.
-
Филиппова Г.Г. Психология материнства. --
М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.
-
Формирование личности в переходный период: От подросткового к
юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: Педагогика, 1987.
-
Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. --
М.: Педагогика, 1989.
-
Франкл В. Доктор и душа. -- СПб.: Ювента, 1997.
-
Франкл В. Человек в поисках смысла. -- М.: Прогресс, 1990.
-
Франус Э. Развитие младенца. -- Варшава: Наша ксегарня, 1961.
-
Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. -- Одесса: 1927.
-
Фрейд А. Психология "Я"и защитные механизмы. -- М.: Педагогика-Пресс, 1993.
-
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. -- М.: Наука, 1989.
-
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. --
М.: МЦ "Система" при МК ВЛКСМ, 1990.
-
Фрейд З. Психология бессознательного. -- М.: Просвещение, 1989.
-
Фромм А. Азбука для родителей. -- Л.: Ленато, 1991.
-
Фромм Э. Душа человека. -- М.: Республика, 1992.
-
Фромм Э. Искусство любви. -- Минск: 1990.
-
Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. --
М.: Республика, 1992.
-
Фромм Э. Человек для себя. -- М.: Прогресс, 1992.
-
Харпер П. Практическое медико-генетическое консультирование. --
М.: Медицина, 1984.
-
Хелус З. Понимаете ли вы ученика? -- М.: Педагогика, 1987.
-
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. -- М.: Педагогика, 1989.
-
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. --
М.: Прогресс-Универс, 1993.
-
Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. История, физиология и
психология проблемы смерти. -- М.: Энигма, 1997.
-
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. --
М.: Прогресс, 1993.
-
Частная жизнь. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни
в Европе до начала нового времени. / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. --
М.: РГГУ, РАН, 2000.
-
Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца.
Пособие для любопытных родителей. -- СПб.: Петербург-XXI век, 1996.
-
Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации. --
М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997.
-
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. --
М.: Медицина, 1996.
-
Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. --
Прага: Авиценум, 1978.
-
Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. -- М.: 1988.
-
Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. -- М.: Республика, 1992.
-
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития
в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. --
М.: МГУ, 1981.
-
Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье. --
М.: Финансы и статистика, 1983.
На главную страницу