ПОЭТИКА АВТОБИОГРАФИИ: К АНАЛИЗУ МОТИВОВ СУБЪЕКТИВНЫХ НАРРАТИВОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Развивающийся человек в пространстве культуры, Психология гуманитарного знания. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции
В психологии понимание мотива традиционно связано с анализом побуждений к действию, но это -- не единственное значение термина "мотив", которое может быть в ней использовано. В последние годы в рамках социокультурных психологических исследований находит применение и та трактовка мотива, которая сложилась в культурологии, литературоведении, фольклористике -- как мотива повествовательного, что, на наш взгляд, открывает новые возможности в трактовке центральных тенденций в осмыслении субъектом своего жизненного пути. В рамках нарративного подхода, который проникает в современную практику консультирования, автобиография, выстроенная субъектом в контексте своего времени, традиций, опыта, культурных предпочтений и т.п., может рассматриваться как текст, как повествование, подчиняющееся не только психологическим, но и литературным законам.
Идея о существовании сюжетообразующих семантических единиц, сознательно или бессознательно положенных в основу рассказа о собственной жизни, кажется чрезвычайно продуктивной для практики психологического консультирования. В течение нескольких лет мы имели возможность отслеживать наличие таких мотивов в историях жизни наших клиентов.
Попытки понимания и толкования любой эпохи, любого артефакта в ней и самой человеческой жизни как комплексного артефакта привели исследователей к построению таких насыщенных метафорических категорий как "человек эпохи Возрождения", "постперестроечный человек", "человек постмодерна" и т.п. Так, к примеру, всеобщими мифологемами культуры XX в., находящими отражение как в доминирующих литературных прообразах идентификации, так и в осмыслении отдельным субъектом своего жизненного пути, можно считать человека-Солдата, человека-Рабочего, человека-Титана и др. (П. Козловски). Это не столько социологические или экономические категории, сколько экзистенциальные феномены -- как формы отношения к бытию, как "типы экзистенции". Думается, что Г. Г. Шпет, размышляя в своё время о типах личности в историко-культурном контексте эпохи, имел в виду что-то подобное.
Например, тип "Рабочий", достаточно характерный для людей старшего поколения, в своём воплощении требует жертвовать индивидуальностью и чувствами, принять лишения во имя прогресса и воли к власти, осуществить жёсткое самоопредмечивание, обесценить труд, продемонстрировать готовность к аскетизму, жертве всем, чем угодно, готовность к унификации и мобилизации, "сращение" с массой и т.п. Тип "Рабочий" в индустриальные 30-е годы воспринимался как единственная репрезентативная фигура, способная господствовать с помощью своего "оружия", "орудия" и "оснащения" -- техники, но нуждающаяся в том, чтобы власть ему делегировали, "поручили". Как пишет немецкий поэт и философ Э. Юнгер в книге "Рабочий", "чем более циничную, спартанскую, прусскую или большевистскую жизнь будет он вести, тем лучше будет эта жизнь. Заданный масштаб заложен в образе жизни рабочего. Речь не о том, чтобы этот образ жизни сделать лучше, а в том, чтобы придать ему наивысший, решающий смысл жизни". Но органическая конструкция Рабочего с трудом может скрыть собственную пустоту и стремление присвоить полномочия и власть.
Анализ так осмысляемой категории мотива приводит к некоторым любопытным наблюдениям психологического характера. Е. М. Мелетинский предложил рассматривать мотив как инвариантный одноактный микросюжет, основой которого является действие. Б. Н. Путилов, выделяя мотивы-ситуации, мотивы-речи, мотивы-действия, мотивы-содержания и мотивы-характеристики эпического произведения, вывел феномен мотива за границы фабулы и сюжета повествования и придал ему смысловое измерение. Сходные тенденции обнаруживаются и в современных интертекстуальных исследованиях.
Г. А. Левинтон говорит о сюжетообразующем потенциале мотива: описываемый сюжет существует одновременно на двух уровнях -- как некая семантическая единица, некий смысл, инвариант (как мотив) и как реализация этого варианта, "изложение" смысла на определённом языке (собственно как сюжет). Опираясь на эту идею, можно сказать, что сюжет есть событийное развёртывание инвариантного мотива. А. Л. Бем считал, что мотив потенциально содержит в себе многообразные возможности развития и развёртывания, нарастания и осложнения побочными мотивами. С. Ю. Неклюдов рассматривает мотивы как своеобразные статические элементы повествования, взятые вне конкретных фабул. Называя их мотивами-образами или квази-мотивами, он считает их своеобразными "семантическими сгущениями", лежащими в основе сюжетопостроения. Н. А. Криничная, вслед за В. Я. Проппом, говорит о формально-логической разложимости мотива на элементы, каждый из которых в отдельности может варьировать.
Таким образом, мотив выступает как тема, фиксирующая смысловое движение сюжета в повествовании (В. Б. Шкловский). Именно он может быть интерпретирован в консультировании как центральная идея жизнеописания или повествования об отдельном значимом для субъекта жизненном эпизоде. Принципиально, можно предположить реализацию всей жизнью конкретного субъекта нескольких мотивов (страдания, странствия и т.д.). В этой связи небезынтересно вспомнить толкование Б. М. Гаспаровым мотивики романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита": отмечая его лейтмотивное построение, он говорит о таком принципе, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз в разных вариантах, в новых очертаниях, в многообразных сочетаниях с другими мотивами; при этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое "пятно" -- событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесённое слово, цвет, звук и т.д. Главное, что делает всё это мотивом, -- его бесконечная репродукция в тексте. В отличие от традиционного сюжетного повествования, где имеют место дискретные элементы типа персонажей или событий, здесь нет заранее заданного "алфавита", он строится непосредственно в развёртывании структуры и через структуру.
Иными словами, мотивы репрезентируют смыслы и связывают тексты в единое смысловое пространство. Текст есть некая смысловая "сетка связей" и одновременно "сетка мотивов" (Б. М. Гаспаров). В случае консультативной практики важное значение приобретает помещение этих сеток в широкие жизненные контексты субъекта. Вне контекстов мотивы утрачивают свою функцию сюжетообразования (Ю. В. Шатин, Т. ван Дейк). Автобиографический нарратив находится в двойном контексте -- это природный, внетекстовый мир и собственно диегесис, искусственно построенное пространство жизни, возникающее в повествовании, которые единомоментно соединяются в дискурсивном (смысло-речевом) контексте беседы консультанта и клиента. В результате этого семантически мотив превращается в символически предельно сжатый комплекс мотивов; как семантическая единица он гносеологичен, как онтологический феномен он континуален (В. И. Тюпа). Мотив автобиографии есть явление расщепления на составляющие некоторого центрального, значимого для субъекта семантического поля.
В контексте сказанного в анализе автобиографического повествования могут быть выделены следующие смысловые пункты (И. В. Силантьев).